Курьерская доставка — один из видов услуг, оказываемых транспортными или почтовыми компаниями, при которой товар доставляется или забирается по конкретному адресу специальным сотрудником (курьером).
Курьер (от лат. currere — «бежать») — посыльный, гонец, доставщик.
В средние и даже в античные века курьеров использовали преимущественно для доставки дипломатической или секретной почты. В Царской России указом Петра I была введена специальная служба для доставки срочных посылок.
В настоящее время под курьерской службой чаще всего понимают доставку небольших отправлений, которые вручаются по месту назначения представителем службы.
Классификация
Все службы доставки отличаются набором услуг, перечнем принимаемых товаров и географией обслуживания.
Так, курьерская доставка может осуществляться:
- внутри одного населённого пункта и/или в прилежащих территориях;
- внутри одной страны (список городов будет чётко определён);
- за пределы страны.
По скорости:
- стандартная;
- экспресс-доставка.
Услуга может оказываться только силами одной компании, а могут привлекаться партнёры или подрядчики, так как строительство собственной сети очень накладно.
Преимущества доставки курьерами
- Отправителю не нужно никуда отвозить товар/груз. Достаточно оформить заявку, и в согласованное время прибудет курьер, который сам заберёт посылку. Такой подход позволяет экономить время.
- Несмотря на то, что транспортировочные расходы включаются компанией-перевозчиком в стоимость услуги, заказчик всё равно экономит на перевозке. Это происходит благодаря проработке маршрута курьера, который одновременно забирает несколько грузов у других клиентов (своего рода сборная доставка до пункта сдачи).
- Услуга отлично подходит для малого бизнеса, который продаёт товары дистанционным способом. Такой способ доставки не только приемлем по стоимости, но клиентоориентирован:
- товар доставляется с вручением в руки,
- многие службы доставки предлагают возможность приема оплаты на месте,
- возможна проверка товара на качество до его оплаты и отказ (полный или частичный),
- время и место согласовываются индивидуально (возможна даже работа на выходных или после окончания стандартного рабочего дня),
- отправление легко отслеживается, часто есть автоматическое информирование о статусе заказа.
- Курьерская служба может доставлять не только грузы и товары, но и другие продукты. Например, банковские карты, при этом все необходимые документы оформляются на месте.
- Интернет-магазины получают средства отслеживания и быстрого оформления заказов (личный кабинет). В отдельных случаях это может быть готовый Web-интерфейс или даже API для интеграции с другими IT-системами.
- Для стимулирования спроса компании-отправители могут заказать вложение дополнительных рекламных материалов и буклетов.
Недостатки
- Собственные курьерские службы доставки по России есть не у многих компаний. А значит, перевозчики так или иначе привлекают сторонние компании (в качестве партнёров или исполнителей), что обязательно отражается на стоимости услуги в большую сторону.
- Доставка курьером всегда дороже других способов доставки, например, если клиент сам привезёт товар в пункт приёма или заберёт его из пункта выдачи / со склада.
- Стандартный развоз товаров осуществляется в рабочее время, когда получатели могут быть на работе. Время доставки часто приблизительное (особенно в крупных городах с регулярными пробками).
- Службы доставки практически всегда используют минимальную стоимость услуги. Поэтому, чем меньше перевозится товара, тем дороже обходится его доставка.
Дополнительные услуги
Если исключить непосредственно перевозку груза курьером, то клиенты могут получить следующие услуги, которые влияют на конечную стоимость:
- SMS-информирование;
- прозвон клиенту;
- хранение (свыше заданного периода);
- ожидание курьера;
- повторная доставка;
- частичный возврат;
- страхование;
- дополнительная упаковка;
- вложение рекламных материалов;
- работа с рекламацией;
- подъём на этаж;
- наложенный платёж и приём к оплате банковских карт;
- доставка в нерабочее время.
Стоимость курьерской доставки
Окончательная цена будет складываться сразу из нескольких факторов:
- направление доставки (какое расстояние и популярность маршрута);
- комплекс дополнительных услуг;
- вес и/или габариты груза;
- вид груза (к отдельным категориям отправлений, например, к опасным или негабаритным отправлениям, могут применяться специальные требования).
Минимальные тарифы по популярным городам для интернет-магазинов (внутри города, доставка между городами считается отдельно) могут выглядеть так.
Город
|
Цена
|
Город
|
Цена
|
Москва
|
От 200-250 р. (могут быть дополнительные сборы за удалённость от МКАД)
|
Новосибирск
|
400-420 р.
|
Санкт-Петербург
|
От 260-280 р.
|
Казань
|
320-340 р.
|
Краснодар
|
От 300-350 р.
|
Челябинск
|
340-360 р.
|
Екатеринбург
|
От 300-350 р.
|
Нижний Новгород
|
300-330 р.
|
Некоторые курьерские службы могут предлагать фиксированную ставку для всех городов.