Роман Судоргин
Основатель Main Transport. Исследователь-энтузиаст транспортных компаний России.
Об авторе
Если мне нужно отправить письмо, я иду на почту. Стопка книг или ноутбук в другой город отправится СДЭКом или Боксберри. Спортивный тренажёр или компьютерное кресло может отправиться в путешествие по России с терминала ПЭК или Деловых Линий сборным грузом. Нужен переезд квартиры? — заказываем Газель. А если нужно перевезти действительно много — например, партию товара для оптовой организации? Для таких случаев понадобится серьёзный транспорт — полуприцеп, он же еврофура. Стандартная грузоподъёмность фуры — 20 тонн, вместимость — 33 европаллеты.
Транспортные компании не любят размещать цены на перевозки фурами по России в открытом доступе, к тому же расчёт стоимости перевозки фурами зачастую производится логистами вручную, поэтому для обзора было выбрано относительно небольшое число внутрироссийских направлений. Были выбраны все направления в/из Москвы и Санкт-Петербурга в комбинации с российскими городами — всего 78 маршрутов. По сравнению с 2023 годом к рассмотрению помимо городов-миллионеров были добавлены Владивосток, Сочи, а также новые регионы (+20 новых направлений).
Для рассмотрения были взяты тарифы на перевозку отдельными машинами (FTL), поскольку при перевозке больших партий грузов выделенный транспорт будет значительно выгоднее сборных перевозок.
Участники
- Деловые Линии — крупнейший перевозчик сборных грузов по России, также предлагает FTL-перевозки 20-титонными фурами (подразделение ДЛ-Транс).
- ПЭК — вторая по размерам российская транспортная компания по доставке сборных грузов, перевозит фурами под суббрендом «ПЭК FTL».
- Грузовичкоф XXL — подразделение сервиса «Грузовичкоф», занимающееся FTL-перевозками.
- Да-Транс — крупная логистическая компания, осуществляющая внутрироссийские и международные перевозки.
- TransTechnoGroup (TTG) — крупная транспортно-логистическая компания из Москвы, работающая в первую очередь со средним и крупным бизнесом.
- Pony Express — известная служба экспресс-доставки, в 2022 году отметившая своё 30-тилетие.
В 2024 году из рассмотрения была убрана Почта России — тарифы на их сайте не обновлялись с прошлого года и скорее всего уже неактуальны.
Большинство приведённых транспортных компаний принимало участие в обзоре цен на переезды по России, в котором рассматриваются цены на перевозки малотоннажным транспортом (от 1,5 до 5 тонн).
Данные об услугах Деловых Линий получены с официальных сайтов. Остальные респонденты предоставили информацию напрямую.
Ниже представлена информация об автопарке и дополнительных услугах рассматриваемых компаний.
Далее по тексту фура может также называться транспортным средством (сокращённо ТС).
Параметр \ Компания
|
Деловые Линии
|
ПЭК
|
Грузовичкоф XXL
|
Да-Транс
|
TTG
|
Pony Express
|
Размер автопарка 20-тонных машин в управлении
|
2000 ТС
|
2000+ собственных ТС + 10 000 ТС от партнёров
|
более 100 ТС
|
-
|
1000 ТС
|
10 ТС
|
Автопарк собственный или привлечённый
|
Собственный
|
17% собственный, 83% привлечённый
|
50% собственный, 50% привлечённый
|
100% привлеченный
|
5% собственный, 95% привлечённый
|
60% собственный, 40% привлеченный
|
Стоимость страхования
|
По умолчанию груз застрахован на 10 млн. р.
|
0,01% от стоимости груза, но не менее 1000 р.
|
0,05% от стоимости груза до 20 млн. р.
|
0,2%, бесплатное страхование до 1 млн. р.
|
0,1%
|
1% до 30 млн. р., свыше по согласованию
|
Срок подачи
|
8 ч (заявка подаётся не позднее 16-00 в день перед подачей ТС)
|
2 дня
|
4-24 ч
|
24 ч
|
12 ч
|
24 ч при наличии свободного ТС
|
Страхование сроков
|
|
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Доступен заказ грузчиков
|
|
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Доступна упаковка груза
|
|
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Стоимость боковой растентовки
|
1500 р.
|
1000 р.
|
1000 р.
|
0 р.
|
1500 р.
|
3000 р.
|
Стоимость верхней растентовки
|
1500 р.
|
500 р.
|
1000 р.
|
0 р.
|
1500 р.
|
3000 р.
|
Стоимость полной растентовки
|
4000 р.
|
2000 р.
|
2000 р.
|
0 р.
|
2000 р.
|
5000 р.
|
Фото/видеофиксация загрузки/выгрузки
|
|
|
Есть фотофиксация
|
Да
|
Есть фотофиксация
|
Да
|
GPS-трекинг
|
Да, 500 р.
|
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Персональный менеджер
|
Да
|
|
Да
|
Да
|
Да
|
Да
|
Доступный автопарк
|
Рефрижератор
|
Да
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Изотерм
|
Да
|
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Тент
|
Да
|
Да (82-92 м3, 110 м3)
|
Да
|
Да
|
Да
|
Да
|
Фургон
|
|
|
Да
|
Да
|
Да
|
Да
|
Борт
|
Да
|
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Сравнение цен транспортных компаний на перевозки фурами по России 2024
Для сравнения использовались цены на тентованные полуприцепы грузоподъёмностью до 20 тонн и объёмом около 80 м3, поскольку они являются наиболее распространёнными. Ставки для полуприцепов большего объёма, изотермов и рефрижераторов будут отличаться в большую сторону. Цены указаны с НДС.
Для удобства сравнения тарифов по каждому направлению добавим таблицу с условным форматированием: самая низкая ставка окрашена зелёным цветом, самая высокая — красным. Чем ярче цвет, тем выше ставка компании.
Ниже приводятся изменения по направлениям по сравнению с 2023 годом. Приводятся только направления, которые участвовали в обзоре 2023 года.
Направление
|
Деловые Линии
|
ПЭК
|
Грузовичкоф XXL
|
Да-Транс
|
Pony Express
|
TTG
|
Среднее изменение
|
Волгоград — Москва
|
-19%
|
38%
|
10%
|
67%
|
-3%
|
16%
|
12%
|
Екатеринбург — Москва
|
-2%
|
5%
|
10%
|
68%
|
-5%
|
19%
|
14%
|
Казань — Москва
|
4%
|
30%
|
11%
|
66%
|
21%
|
40%
|
25%
|
Краснодар — Москва
|
-19%
|
5%
|
16%
|
66%
|
-15%
|
8%
|
6%
|
Красноярск — Москва
|
20%
|
12%
|
10%
|
68%
|
-24%
|
45%
|
18%
|
Москва — Волгоград
|
36%
|
30%
|
10%
|
67%
|
30%
|
54%
|
39%
|
Москва — Воронеж
|
53%
|
15%
|
15%
|
67%
|
80%
|
63%
|
48%
|
Москва — Екатеринбург
|
57%
|
44%
|
15%
|
67%
|
43%
|
45%
|
45%
|
Москва — Казань
|
54%
|
31%
|
11%
|
67%
|
81%
|
69%
|
52%
|
Москва — Краснодар
|
38%
|
24%
|
15%
|
67%
|
34%
|
63%
|
38%
|
Москва — Красноярск
|
35%
|
25%
|
10%
|
67%
|
45%
|
52%
|
37%
|
Москва — Нижний Новгород
|
49%
|
19%
|
10%
|
67%
|
89%
|
58%
|
46%
|
Москва — Новосибирск
|
24%
|
26%
|
10%
|
67%
|
10%
|
48%
|
28%
|
Москва — Омск
|
32%
|
16%
|
10%
|
67%
|
31%
|
50%
|
33%
|
Москва — Пермь
|
63%
|
42%
|
10%
|
67%
|
34%
|
48%
|
44%
|
Москва — Ростов-на-Дону
|
60%
|
36%
|
10%
|
67%
|
50%
|
53%
|
46%
|
Москва — Самара
|
64%
|
42%
|
10%
|
67%
|
46%
|
41%
|
46%
|
Москва — Санкт-Петербург
|
0%
|
6%
|
24%
|
68%
|
84%
|
40%
|
29%
|
Москва — Уфа
|
48%
|
42%
|
11%
|
67%
|
43%
|
42%
|
43%
|
Москва — Челябинск
|
56%
|
39%
|
5%
|
67%
|
39%
|
40%
|
41%
|
Нижний Новгород — Москва
|
0%
|
48%
|
10%
|
67%
|
74%
|
40%
|
34%
|
Новосибирск — Москва
|
11%
|
34%
|
10%
|
67%
|
-32%
|
23%
|
13%
|
Омск — Москва
|
20%
|
31%
|
10%
|
67%
|
-18%
|
23%
|
19%
|
Пермь — Москва
|
7%
|
34%
|
10%
|
67%
|
-9%
|
47%
|
21%
|
Ростов-на-Дону — Москва
|
-2%
|
-3%
|
10%
|
67%
|
-14%
|
16%
|
10%
|
Самара — Москва
|
-4%
|
27%
|
10%
|
67%
|
32%
|
28%
|
23%
|
Санкт-Петербург — Москва
|
14%
|
17%
|
69%
|
51%
|
19%
|
63%
|
39%
|
Уфа — Москва
|
9%
|
15%
|
11%
|
67%
|
-8%
|
27%
|
19%
|
Челябинск — Москва
|
6%
|
10%
|
8%
|
67%
|
-2%
|
19%
|
16%
|
Волгоград — Санкт-Петербург
|
2%
|
7%
|
10%
|
67%
|
-13%
|
-
|
11%
|
Воронеж — Москва
|
-6%
|
26%
|
15%
|
67%
|
85%
|
-
|
32%
|
Воронеж — Санкт-Петербург
|
7%
|
19%
|
96%
|
67%
|
21%
|
-
|
39%
|
Екатеринбург — Санкт-Петербург
|
-8%
|
9%
|
10%
|
68%
|
-19%
|
-
|
8%
|
Казань — Санкт-Петербург
|
-2%
|
14%
|
10%
|
67%
|
21%
|
-
|
24%
|
Краснодар — Санкт-Петербург
|
-1%
|
1%
|
10%
|
68%
|
-29%
|
-
|
7%
|
Красноярск — Санкт-Петербург
|
10%
|
13%
|
15%
|
68%
|
-40%
|
-
|
11%
|
Нижний Новгород — Санкт-Петербург
|
-1%
|
6%
|
10%
|
67%
|
31%
|
-
|
24%
|
Новосибирск — Санкт-Петербург
|
-3%
|
14%
|
10%
|
67%
|
-37%
|
-
|
8%
|
Омск — Санкт-Петербург
|
18%
|
33%
|
11%
|
67%
|
-31%
|
-
|
17%
|
Пермь — Санкт-Петербург
|
6%
|
32%
|
96%
|
-5%
|
-22%
|
-
|
26%
|
Ростов-на-Дону — Санкт-Петербург
|
1%
|
23%
|
99%
|
392%
|
-22%
|
-
|
86%
|
Самара — Санкт-Петербург
|
5%
|
5%
|
10%
|
67%
|
5%
|
-
|
18%
|
Санкт-Петербург — Волгоград
|
47%
|
19%
|
99%
|
67%
|
29%
|
-
|
58%
|
Санкт-Петербург — Воронеж
|
-8%
|
17%
|
96%
|
67%
|
11%
|
-
|
44%
|
Санкт-Петербург — Екатеринбург
|
58%
|
42%
|
100%
|
67%
|
26%
|
-
|
60%
|
Санкт-Петербург — Казань
|
31%
|
27%
|
95%
|
67%
|
44%
|
-
|
56%
|
Санкт-Петербург — Краснодар
|
18%
|
33%
|
94%
|
67%
|
21%
|
-
|
48%
|
Санкт-Петербург — Красноярск
|
16%
|
11%
|
100%
|
67%
|
12%
|
-
|
43%
|
Санкт-Петербург — Нижний Новгород
|
27%
|
11%
|
88%
|
67%
|
12%
|
-
|
47%
|
Санкт-Петербург — Новосибирск
|
23%
|
29%
|
97%
|
67%
|
4%
|
-
|
46%
|
Санкт-Петербург — Омск
|
15%
|
28%
|
93%
|
51%
|
17%
|
-
|
42%
|
Санкт-Петербург — Пермь
|
13%
|
40%
|
96%
|
67%
|
32%
|
-
|
50%
|
Санкт-Петербург — Ростов-на-Дону
|
31%
|
46%
|
99%
|
67%
|
35%
|
-
|
60%
|
Санкт-Петербург — Самара
|
38%
|
24%
|
105%
|
67%
|
18%
|
-
|
56%
|
Санкт-Петербург — Уфа
|
31%
|
35%
|
99%
|
67%
|
19%
|
-
|
51%
|
Санкт-Петербург — Челябинск
|
39%
|
42%
|
99%
|
67%
|
21%
|
-
|
55%
|
Уфа — Санкт-Петербург
|
-7%
|
25%
|
10%
|
67%
|
-13%
|
-
|
16%
|
Челябинск — Санкт-Петербург
|
13%
|
50%
|
10%
|
67%
|
-14%
|
-
|
22%
|
Изменение
|
21%
|
24%
|
39%
|
71%
|
7%
|
41%
|
34%
|
Можно заметить, что:
- В среднем цены на перевозки выделенной фурой выросли на 34% с 2023 года (на 30%, если строго учитывать только аналогичные тарифы и исключить из сравнения Почту России) что совпадает с мнениями участников рынка — они оценивали рост ставок к концу 2023 года в 30-40%. Основным драйвером роста цен в логистике стала нехватка водителей категории Е, которые как раз и управляют фурами.
- Самый значительный рост ставок составил 86% для перевозок из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург.
- Минимальный рост 6% зафиксирован на направлении Краснодар — Москва.
Цены за 1 км перевозки фурой по России
Компания
|
Средняя цена за км перевозки 20 тонн
|
Изменение к 2023 году
|
ПЭК
|
74 ₽
|
24%
|
Да-Транс
|
80 ₽
|
71%
|
TTG
|
82 ₽
|
41%
|
Pony Express
|
90 ₽
|
7%
|
Деловые Линии
|
90 ₽
|
21%
|
Грузовичкоф XXL
|
112 ₽
|
39%
|
Средние показатели
|
89 ₽
|
34%
|
Средняя цена за километр рассчитывается на базе всех направлений за 2024 год, а изменение к 2023 году — только на базе направлений 2023.
Цены ПЭК выросли на 24% год к году. Это чуть ниже, чем в среднем по рынку, что позволило компании в 2024 году переместиться из середины списка по тарифам в его начало.
Самый значительный рост (+71%) показали цены за километр пробега для Да-Транс. В данном случае вероятно, что компания приняла решение снизить размер скидки к рынку, поскольку в 2023 году она декларировала 46 р./км, что было значительно дешевле предложений остальных участников.
Павел Янченко, генеральный директор Да-Транс
За 2023 год ставки на FTL-перевозки выросли в среднем на 30-40%. Как обстоят дела в вашей компании?
Ставки выросли в среднем на 20-30% в зависимости от тоннажа ТС.
В декабре ставки повышаются сильно, конец квартала, года, всем срочно необходимо вывезти грузы, дефицит транспорта/водителей, спрос большой, от этого цены повышаются, в январе небольшой спад, из-за того, что грузов мало, в феврале все просыпаются и ставки повышаются, в сезон просушки декабрьские цены возвращаются и не опускаются.
Ваш прогноз. Что будет со ставкой за 1 км грузоперевозки в 2024 году: рост, стабилизация, падение?
Падения ставок не будет, рост цен на топливо и запчасти точно не спадет. Дороги в многих регионах плохие и поломки ТС происходят всё чаще.
В зависимости от направления и наличия ТС на том или ином направлении. Вероятнее всего ставки сохранятся те, которые устаканились в конце декабря 2024 года. В некоторых регионах ставки снизились на 5% (от прироста в декабре 35%), а в некоторых наоборот могут расти дальше, в основном это южное направление.
Как вы считаете, что сильнее влияет на ставку?
Фуры:
- 40% дефицит транспорта,
- 25% рост на топливо, запчасти грузовиков,
- 25% количество грузов,
- 10% дефицит водителей.
Маллотоннажки:
- 40% рост на топливо, запчасти грузовиков,
- 40% количество грузов,
- 20% дефицит водителей.
Также влияет качество дорожного покрытия и сезонность.
В чём основная разница между перевозками малотоннажным транспортом и перевозками фурами? Как Платон влияет на ценообразование?
В фурах можно перевезти грузы больших объемов, есть боковая, верхняя растентовка, что позволяет загрузить груз различной спецтехникой. Многие ТС оснащены датчиками, системами трекинга (можно отслеживать локацию, скорость движения, расход топлива), весами.
Малотоннажки же берут меньший объем груза, имеют как правило 1 ось и могут перевозить небольшой вес в ТС. Но малотоннажки более маневренные и могут заехать в те места, где фуры не проедут.
Платон распространяется на транспорт свыше 12 тонн по федеральным дорогам, поэтому малотоннажки по цене дешевле и представляют не такой вред дорогам, как фуры.
Оправданы ли экономически перевозки машинами на Дальний Восток и обратно, или лучше использовать железную дорогу?
Если не учитывать временные сроки, то выгоднее возить по ЖД, преимущества автотранспорта в быстроте доставки. Если клиенту важны сроки, то лучше выбрать автотранспорт.
Pony Express в прошлом году предлагал самый дорогой километр своей фуры — 79 р./км. В 2024 году это позволил компании проиндексировать свои тарифы ниже уровня рынка — в районе 7%, исходя из имеющейся базы.
Изменение ставок TTG Cargo и Грузовичкоф XXL оказалось немного выше среднего показателя по рынку.
Рафаиль Купаев, руководитель направления Грузовичкоф XXL
За 2023 год ставки на FTL-перевозки выросли в среднем на 30-40%. Как обстоят дела в вашей компании?
Ставки на FTL-перевозки в «Грузовичкоф» выросли также на 30%. Это связано с финансовой операционной нагрузкой и ситуацией на рынке в целом: инфляцией, удорожанием техники и её обслуживания, запчастей, топлива, дефицитом ключевых кадров и т.д.
Клиенты реагируют не быстро на такой стремительный рост и не всегда готовы платить больше, что несёт в себе потенциальные риски для перевозчика.
Ваш прогноз. Что будет со ставкой за 1 км грузоперевозки в 2024 году: рост, стабилизация, падение?
Предполагаем рост в размере около 10% к концу года.
Как вы считаете, что сильнее влияет на ставку?
- 40% — стоимость техники,
- 30% — её обслуживание,
- 30% — стоимость топлива.
В чём основная разница между перевозками малотоннажным транспортом и перевозками фурами? Как Платон влияет на ценообразование?
Перевозка малотоннажным транспортом больше похожа по операционной деятельности на управление такси — на 70% она автоматизирована и сконцентрирована в большинстве в пределах городов.
Такие перевозки имеют высокую степень стандартизации.
В отличие от них перевозки фурами чаще осуществляется между городами, и поэтому сложны в управлении:они менее стандартизированы, часто каждая перевозка — это отдельный мини-проект, и поэтому крупнотоннажные перевозки нельзя автоматизировать и стандартизировать в той степени, что перевозки малотоннажным транспортом. Перевозится более дорогостоящий груз и в больших объёмах, гораздо чаще требуется услуга экспедирования, а также работа на режимных объектах — складах, территории грузоотправителя и грузополучателя. А перевозить «много и дорогое» — это всегда повышенные риски. Поэтому необходимо ручное управление логистов и тесное и долгосрочное взаимодействие с клиентом.
Система Платон, то есть плата за километр для грузовиков тоннажностью от 12 тонн, напрямую влияет на ценообразование, так как перевозчики вынуждены учитывать этот операционный расход в своей деятельности и распределять бюджет, чтобы в результате работать «в плюс», так как выручка и её увеличение — цель любого бизнеса.
Оправданы ли экономически перевозки машинами на Дальний Восток и обратно, или лучше использовать железную дорогу?
Смотря о каких грузах речь: если грузоотправитель — крупное промышленное предприятие, которое перевозит уголь, нефтеналивные грузы, удобрения и другую подобную продукцию в больших объемах, то железная дорогая в этом случае является наилучшим вариантом.
Для других грузов и в не таком большом объёме перевозка автотранспортом даже на Дальний Восток вполне оправдана, так как многие операционные вопросы, например, погрузка и разгрузка осуществляются гораздо оперативнее, непосредственно забор и доставка до места назначения по схеме «дверь — дверь» проще и в целом вообще возможны. Зачастую грузовой поезд доезжает до места назначения позже, чем автотранспорт, так как для составов необходимо выделять нитки графика, а также загружать все вагоны, на что требуется дополнительное время.
Деловые Линии, как и ПЭК, консервативно подняли тарифы чуть ниже рынка. Можно предположить, что в текущих условиях высокой ключевой ставки и, как следствие, дорогого лизинга, компании с большим автопарком во владении оказываются в более выгодном положении по сравнению с малыми и средними ТК — они менее чувствительны к стоимости лизинга. Впрочем, если текущая ситуация будет сохраняться, малые ТК переквалифицируются в разряд чистых экспедиторов, и тогда лидеры рынка смогут консолидировать его ещё сильнее, чем сейчас, а после — использовать полученные преимущества при формировании цен на транспортировку. Подобную ситуацию уже сейчас можно наблюдать на рынке Ecommerce, где маркетплейсы заняли львиную долю рынка, и сейчас начинают ужесточать условия для покупателей и для продавцов.
Можно заметить, что стоимость километра грузоперевозки падает пропорционально увеличению длине пути. Также для длинных маршрутов в пересчёте на километр уменьшается рост тарифов. Сильнее всего рост ставок по сравнению с 2023 годом заметен для маршрутов длиной от 1 до 2 тыс. км, далее снижается.
Длина маршрута
|
Стоимость пробега 2024
|
Изменение по сравнению с 2023
|
До 1000 км
|
114 ₽
|
37%
|
1000 — 2000 км
|
99 ₽
|
38%
|
2000 — 3000 км
|
88 ₽
|
35%
|
От 3000 км
|
80 ₽
|
30%
|
Также разница заметна для направлений движения в рамках одних и тех же маршрутов. В среднем перевозки в Москву на 68% дешевле, чем по тем же маршрутам обратно из Москвы, для Санкт-Петербурга разница составляет 42%. Ситуация объясняется в первую очередь возможностью легко найти груз на обратный маршрут из крупного города. Самым ярким примером такой диспропорции в 2024 году оказался маршрут Москва — Сочи — Москва: перевозка из Москвы в Сочи в среднем на 107% дороже, чем обратный путь из Москвы в Сочи.
Сроки доставки фурой по России 2024
При расчёте конечного срока доставки необходимо добавлять ко времени в пути срок подачи фуры. В зависимости от выбранной ТК он может составлять от 4 часов до 2 дней (указан в первой таблице материала). Деловые Линии и Грузовичкоф XXL не декларируют сроки перевозки.
Направление
|
ПЭК
|
Да-Транс
|
Pony Express
|
TTG
|
Средний срок
|
Средний пробег
|
Волгоград — Москва
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
487
|
Екатеринбург — Москва
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
603
|
Казань — Москва
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
479
|
Краснодар — Москва
|
2
|
1
|
2
|
2
|
3
|
450
|
Красноярск — Москва
|
6
|
4
|
6
|
6
|
6
|
702
|
Москва — Волгоград
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
561
|
Москва — Воронеж
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
525
|
Москва — Екатеринбург
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
599
|
Москва — Казань
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
482
|
Москва — Краснодар
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
675
|
Москва — Красноярск
|
6
|
4
|
6
|
6
|
6
|
702
|
Москва — Нижний Новгород
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
449
|
Москва — Новосибирск
|
5
|
3
|
5
|
5
|
5
|
676
|
Москва — Омск
|
4
|
3
|
5
|
5
|
5
|
613
|
Москва — Пермь
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
580
|
Москва — Ростов-на-Дону
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
560
|
Москва — Самара
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
541
|
Москва — Санкт-Петербург
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
569
|
Москва — Уфа
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
609
|
Москва — Челябинск
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
550
|
Нижний Новгород — Москва
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
444
|
Новосибирск — Москва
|
5
|
3
|
5
|
5
|
5
|
676
|
Омск — Москва
|
4
|
3
|
4
|
5
|
4
|
648
|
Пермь — Москва
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
586
|
Ростов-на-Дону — Москва
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
555
|
Самара — Москва
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
538
|
Санкт-Петербург — Москва
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
567
|
Уфа — Москва
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
684
|
Челябинск — Москва
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
594
|
Волгоград — Санкт-Петербург
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
572
|
Воронеж — Москва
|
1
|
1
|
1
|
- |
1
|
517
|
Воронеж — Санкт-Петербург
|
2
|
1
|
2
|
- |
2
|
631
|
Екатеринбург — Санкт-Петербург
|
4
|
3
|
4
|
- |
4
|
604
|
Казань — Санкт-Петербург
|
2
|
2
|
2
|
- |
2
|
664
|
Краснодар — Санкт-Петербург
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
695
|
Красноярск — Санкт-Петербург
|
7
|
5
|
7
|
- |
7
|
696
|
Нижний Новгород — Санкт-Петербург
|
2
|
1
|
2
|
- |
2
|
578
|
Новосибирск — Санкт-Петербург
|
6
|
4
|
6
|
- |
6
|
674
|
Омск — Санкт-Петербург
|
5
|
3
|
5
|
- |
5
|
684
|
Пермь — Санкт-Петербург
|
3
|
1
|
3
|
- |
3
|
777
|
Ростов-на-Дону — Санкт-Петербург
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
618
|
Самара — Санкт-Петербург
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
612
|
Санкт-Петербург — Волгоград
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
572
|
Санкт-Петербург — Воронеж
|
2
|
1
|
2
|
- |
2
|
630
|
Санкт-Петербург — Екатеринбург
|
4
|
3
|
4
|
- |
4
|
602
|
Санкт-Петербург — Казань
|
2
|
2
|
2
|
- |
2
|
664
|
Санкт-Петербург — Краснодар
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
695
|
Санкт-Петербург — Красноярск
|
7
|
5
|
7
|
- |
7
|
695
|
Санкт-Петербург — Нижний Новгород
|
2
|
1
|
2
|
- |
2
|
577
|
Санкт-Петербург — Новосибирск
|
6
|
4
|
6
|
- |
6
|
673
|
Санкт-Петербург — Омск
|
5
|
3
|
5
|
- |
5
|
683
|
Санкт-Петербург — Пермь
|
3
|
2
|
4
|
- |
3
|
618
|
Санкт-Петербург — Ростов-на-Дону
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
618
|
Санкт-Петербург — Самара
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
612
|
Санкт-Петербург — Уфа
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
692
|
Санкт-Петербург — Челябинск
|
4
|
3
|
4
|
- |
4
|
623
|
Уфа — Санкт-Петербург
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
693
|
Челябинск — Санкт-Петербург
|
4
|
3
|
4
|
- |
4
|
623
|
Владивосток — Санкт-Петербург
|
15
|
10
|
15
|
- |
15
|
674
|
Москва — Сочи
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
540
|
Санкт-Петербург — Владивосток
|
15
|
10
|
15
|
- |
15
|
674
|
Санкт-Петербург — Сочи
|
4
|
3
|
4
|
- |
4
|
590
|
Санкт-Петербург — Хабаровск
|
14
|
10
|
14
|
- |
14
|
666
|
Сочи — Санкт-Петербург
|
4
|
3
|
4
|
- |
4
|
590
|
Хабаровск — Санкт-Петербург
|
14
|
10
|
14
|
- |
14
|
666
|
Владивосток — Москва
|
15
|
10
|
14
|
- |
14
|
640
|
Луганск — Москва
|
- |
1
|
2
|
2
|
2
|
484
|
Луганск — Санкт-Петербург
|
- |
2
|
3
|
- |
3
|
570
|
Москва — Владивосток
|
15
|
10
|
14
|
- |
14
|
640
|
Москва — Луганск
|
- |
1
|
2
|
2
|
2
|
484
|
Москва — Хабаровск
|
14
|
10
|
13
|
- |
13
|
629
|
Санкт-Петербург — Луганск
|
- |
1
|
3
|
- |
3
|
684
|
Сочи — Москва
|
3
|
2
|
3
|
- |
3
|
540
|
Хабаровск — Москва
|
14
|
10
|
13
|
- |
13
|
629
|
Донецк — Москва
|
- |
1
|
2
|
2
|
2
|
604
|
Донецк — Санкт-Петербург
|
- |
2
|
3
|
- |
3
|
595
|
Москва — Донецк
|
- |
1
|
2
|
2
|
2
|
604
|
Санкт-Петербург — Донецк
|
- |
2
|
3
|
- |
3
|
595
|
Средний пробег
|
639 км
|
637 км
|
637 км
|
583 км
|
611 км
|
Самый большой средний пробег за сутки декларирует ПЭК — 639 км за день пути. Да-Транс и Pony Express — по 637 км. TTG Cargo указывает 583 км, но база направлений для расчёта у компании меньше.
Николай Никанкин, руководитель группы организации прямых грузоперевозок департамента транспортной логистики Pony Express
За 2023 год ставки на FTL-перевозки выросли в среднем на 30-40%. Как обстоят дела в вашей компании?
PONY EXPRESS не обошли стороной факторы, которые влияют на рост ставки по FTL-перевозкам. Мы постоянно следим за изменениями рынка и стараемся адаптироваться к ним, чтобы предоставлять нашим клиентам качественные и доступные услуги.
Ваш прогноз. Что будет со ставкой за 1 км грузоперевозки в 2024 году: рост, стабилизация, падение?
В 2024 году средняя стоимость километра пробега грузового автомобиля может вырасти с 82 до 96 рублей за километр (+17%). Проезд по платным дорогам подорожал в 2,6 раза, топливо стало дороже на 5%, но сильнее всего подорожали грузовики — иностранные тягачи прибавили в цене 40% и сегодня стоят около 10 млн рублей. Расходы на обслуживание техники выросли в среднем на 30%.
Как вы считаете, что сильнее влияет на ставку?
Внутрироссийские перевозки подорожали на 15–20%. Среди причин, дефицит водителей категории Е (не хватает 26% водителей) и техники.
«Дефицит кадров провоцирует рост зарплат, и сейчас непросто найти водителей на дальние магистрали даже за 190–200 тыс. руб. Доля затрат на персонал в перевозках составляет около 25–30%. Значительное количество транспорта переведено на новые территории, так как оплата там выше, чем в привычной географии»
В чём основная разница между перевозками малотоннажным транспортом и перевозками фурами? Как Платон влияет на ценообразование?
Особой разницы нет, если речь идет об отдельной машине. Малотоннажным ТС легче передвигаться по городу, в котором узкие улицы и большой поток машин. Поэтому, легко грузовой транспорт более универсален. Кроме того, во многих городах есть дороги с ограничениями для тягачей: ездить либо вообще нельзя, либо можно, но в определенные часы (обычно ночью, когда нет плотного потока автомобилей), особенно в сезон просушки.
Фуры предназначены для перевозки объемных или тяжелых грузов с длинным маршрутом, проходящим по шоссе и магистралям.
С учетом индексации тарифа «Платона» на 21 копейку с 2,84 руб./км до 3,05 руб./км, идет увеличение стоимости перевозки в зависимости от расстояния. Это в свою очередь может повлиять на рост стоимости продукции.
Да-Транс дополнительно даёт возможность заказать фуру с двумя водителями — в этом случае среднесуточный пробег составляет 968 км. Услуга будет актуальна для длинных маршрутов.
Заметим, что средний пробег по сравнению с 2023 годом стал длиннее на 19 км в сутки (612 км пробега в 2024 году против 593 км в 2023 года по направлениям 2023 года). Основной причиной видится развитие внутрироссийской дорожной сети, например ввод в эксплуатацию трассы М-12 Восток от Москвы до Казани — если в 2023 году среднесуточный пробег для маршрута составлял 422 км, то в 2024 уже 486 км.
Рустам Шайхуллин, генеральный директор «100 дорог»
За 2023 год ставки на FTL-перевозки выросли в среднем на 30-40%. Как обстоят дела в вашей компании?
В нашей компании ставки так же в среднем выросли на 30-40%
Ваш прогноз. Что будет со ставкой за 1 км грузоперевозки в 2024 году: рост, стабилизация, падение?
Будет рост на уровень реальной инфляции, на где то на 20-25%
Как вы считаете, что сильнее влияет на ставку?
Сильнее всего влияет дефицит рабочих кадров в стране (в т.ч. водителей, механиков ) и возросшая стоимость грузовиков и их обслуживания. Растет оплата труда — растет стоимость всего.
В чём основная разница между перевозками малотоннажным транспортом и перевозками фурами? Как Платон влияет на ценообразование?
Основная разница в скорости развития компаний, мелкотоннажные перевозки быстрее развиваются (порог входа меньше, транспорт стоит дешевле и гораздо шире линейка отечественных производителей такого транспорта), в мелкотоннажные перевозки проще найти водителей — ночуют практически дома, а не в машине.
Оправданы ли экономически перевозки машинами на Дальний Восток и обратно, или лучше использовать железную дорогу?
Если везти автотранспортом высокорентабельный груз, требующий быстрой оборачиваемости на рынке, скоропортящийся груз — тогда однозначно экономически оправдано, сроки доставки как минимум в два раза быстрее, учитывая сегодняшнюю высокую загруженность ЖД.
Выводы
- В 2024 году стоимость грузоперевозки 20-титонной фурой по России составляет 89 р./км для маршрутов между крупными городами. Ставка выросла на 30-34% по сравнению с 2023 годом.
- Средний пробег фуры с одним водителем за сутки составляет 611 километров на магистральном маршруте. Рост пробега по стране год к году составляет 19 км в сутки.
- В 2024 году компании с крупным собственным автопарком имеют больше возможностей для удержания цен на перевозки, чем компании-экспедиторы.
Заметим, что обзор проводился на сравнительно небольшой выборке тарифов (для сравнения, при анализе цен на сборный груз использовалось 3300 направлений). В то же время полученные результаты достаточно непротиворечивы, а также согласуются с оценками участников рынка грузоперевозок. Поэтому с определёнными оговорками полученным результатам можно доверять.
Благодарности
За предоставление данных и комментариев для обзора благодарю:
- Александра Васильева, Павла Янченко (Да-Транс),
- Алексея Соболькова, Рафаиля Купаева, Ольгу Беляеву (Грузовичков XXL),
- Алёну Шепелеву, Николая Никанкина (Pony Express),
- Андрея Рудакова (TTG),
- Олега Марченко (ПЭК),
- Рустама Шайхуллина (100 дорог).
Источники
Честно сказать, мне удалось хорошо сэкономить и этому очень рад) так что можете спокойно обращаться.