- Транспортные компании
- Междугородние перевозки
- Расчёт стоимости доставки
- Отслеживание
- Перевозчику
- Ещё
В конце июля 2024 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ», предусматривающий создание общенационального реестра грузовых перевозчиков. Компании, которые по каким-то причинам не будут зарегистрированы в реестре, не смогут заниматься коммерческими грузоперевозками. Что об этом думают игроки логистического рынка — ГК «Деловые Линии», «Скиф-Карго», «ЛогистикАвто», «ДА-ТРАНС», «Грузовичкоф», NC Logistic и ПЭК, читайте в материале.
Напомним, что новый законопроект распространяется на транспортные и логистические компании (юрлица и ИП), чей автопарк состоит из среднетоннажных (3,5–12 тонн) и большегрузных (свыше 12 тонн) автомобилей. При этом действие будущего закона не затрагивает международные грузоперевозки и частных владельцев грузовиков — физлиц.
Сведения о перевозчиках и их ТС будут передаваться в реестр в автоматическом режиме с помощью национальной цифровой транспортно-логистической платформы (ГосЛог). Для регистрации в ГосЛог необходимо иметь ИП или ООО. Что касается экспедиторов, им добавление в реестр не требуется, однако новый законопроект затрагивает их напрямую, поскольку они с учетом структуры рынка чаще всего работают с малыми предприятиями. Курировать реестр будет Ространснадзор.
По мнению законотворцев, реестр перевозчиков позволит обеспечить органы власти и сам рынок перевозок достоверными данными о его участниках, повысит безопасность грузовых автоперевозок и снизит количество ДТП.
«Несмотря на то, что одна из целей нового реестра — упрощение документооборота, в том числе в международном секторе, основным опасением перевозчиков при внедрении системы, исходя из того, что известно о ней на данный момент, является резкое возрастание административной нагрузки на малых перевозчиков, имеющих 1-2 ТС», — сказал Роман Судоргин, основатель портала о грузоперевозках и транспортных компаниях Main Transport.
Роман Судоргин уверен, что именно наличие малых перевозчиков, готовых конкурировать за внимание частных грузовладельцев, повышает доступность и скорость перевозок, в то время как средние и крупные транспортные компании отдают приоритет B2B-клиентам, регулярно заказывающим перевозки крупных партий. Учитывая текущий дефицит кадров и возрастающую стоимость покупки, лизинга и обслуживания грузовиков, крупные компании не готовы сразу взять на себя потенциальный спрос со стороны небольших грузовладельцев, который может образоваться из-за ухода с рынка микро перевозчиков.
Еще одна цель проекта — рост налоговых поступлений в бюджет в результате «обеления рынка». Стоит учесть, что автомобильные грузоперевозки — низкомаржинальный бизнес, поэтому любое повышение нагрузки будет переложено на заказчика, а поскольку грузоперевозки относятся к инфраструктурным отраслям, любое повышение цены в перевозках отразится на конечной стоимости практически каждого товара. Особенно значимо это на территории России — крупнейшей по территории страны мира.
«Сама по себе инициатива является логичной, но её одномоментное внедрение в столь неоднородной отрасли видится рискованным. Можно предположить, что внедрение в несколько этапов поможет рынку подстроиться под новые реалии. Например, при введении маркировки рекламы в интернете был период, когда за нарушения штрафы не начислялись. За это время участники рынка привыкли к мысли о новом инструменте и научились им пользоваться», — добавил спикер.
Сергей Масовец, директор транспортной компании «ЛогистикАвто», считает, что пока закон находится на стадии первого чтения, в этом уравнении остается очень много неизвестных, и еще рано рассуждать о возможных последствиях для рынка грузоперевозчиков и транспортных компаний.
«Но предварительно могу сказать, что минусов у новой системы по ощущениям пока больше. Если частные перевозчики будут не согласны регистрироваться в реестре, или технически это будет организовано слишком сложно, возможно часть владельцев ТС уйдут в тень, либо вовсе прекратят деятельность. Это повлечет за собой уменьшение количества машин на маршруте, что, в свою очередь, неминуемо повлияет на увеличение стоимости перевозки. Кроме того на данном этапе пока не ясна роль и ответственность экспедиторов при внедрении системы», — отметил Сергей Масовец.
По мнению Екатерины Генза, директора по логистике ГК «ДА-ТРАНС», внедрение системы ГосЛог вероятнее всего приведет к удорожанию транспортных услуг. Небольшим и средним компаниям скорее всего могут потребоваться дополнительные инвестиции в обучение сотрудников, найм новых специалистов.
Это, в свою очередь, может привести к увеличению операционных расходов и, как следствие, к удорожанию транспортных услуг. Владельцам транспорта также придется обновить свой автопарк, проходить своевременно ТО и соблюдать другие требования, чтобы попасть в реестр, что также будет заложено в конечную стоимость. Помимо этого, с рынка может уйти часть частных перевозчиков, а тем, кто останется, придется работать открыто, а значит дороже.
Артем Васканян, заместитель гендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic, считает, что запуск НЦТЛП, с помощью которой надо будет передавать данные в реестр, сопровождается определенными сложностями.
«Многие крупные логистические компании уже разработали собственные IT-решения для сопровождения грузов. Их придется интегрировать с государственной платформой. Такая доработка программ и дополнительное обучение сотрудников потребуют финансовых вложений. Эта нагрузка может в дальнейшем отразиться на стоимости логистики», — считает спикер.
С этим согласен и Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК.
«Чтобы соответствовать предложенным в законопроекте нормативам, многим небольшим компаниям потребуется перестроить работу по оформлению и обмену сопроводительными документами, запустив новые IT-сервисы, что приведет к увеличению расходов. Бизнес столкнется с падением рентабельности, которая и без того снижается — по итогам прошлого года себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, а также оплату труда персонала, и продолжает расти. Компании вынуждены оптимизировать расходы, ограничивать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов», — отмечает Вадим Филатов.
Он подчеркнул, что в результате часть игроков может покинуть рынок, а значит Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов, увеличатся тарифы и стоимость продукции для конечного потребителя. Чтобы избежать этого, во время переходного периода важно запустить меры поддержки, которые помогут снизить финансовую и административную нагрузку на компании.
Кроме того, авторы законопроекта «О порядке допуска к осуществлению перевозок автотранспортом» уточняют, что его реализация не приведет к дополнительным расходам бюджетной системы РФ, отметил Вадим Филатов. Но при этом на практике создание и внедрение единого цифрового реестра подразумевает финансирование на проектирование, введение в опытную эксплуатацию, аттестацию, запуск и сопровождение системы. Поэтому на данном этапе важно также конкретизировать финансово-экономическое обоснование законопроекта.
По словам Вадима Филатова, концептуально, централизованный общедоступный реестр перевозчиков в электронном виде может в этом помочь. Важно, чтобы у бизнеса появился инструмент, который позволит оценить надежность и качество услуг перевозчиков до заключения сделки.
«Сложно оценить нововведение, пока оно не начнет полноценно работать. Исходя из того, что мы изучили, новый закон помимо снижения числа ДТП сможет улучшить условия труда водителей, так как компаниям придется соблюдать законодательство и предоставлять водителям отдых и нормальные условия работы. Изменение конкурентной среды может привести к концентрации грузоперевозок в руках крупных и ответственных компаний, что может повлиять на конкурентную среду в отрасли», — отметил Сергей Чернов, генеральный директор Скиф-Карго.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» (компания принимает активное участие в подготовке и разработке законопроекта), подтвердил, что перевозчики ожидают от реестра «обеления» отрасли и исключения с рынка недобросовестных игроков.
Исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров поддерживает инициативы, направленные на цифровизацию сферы грузоперевозок, так как это позволяет оптимизировать процессы и, соответственно, затраты на логистику.
«С учетом того, что на рынке присутствует значительная доля „серых“ перевозчиков, которые позволяют себе несправедливый демпинг и, таким образом, негативно влияют на качество услуг, внедрение цифровой платформы позволит сделать более строгим и требовательным вход в рынок, что положительно скажется на качестве обслуживания так же, как и на работе водителей. Повышение прозрачности процессов позволит ускорить процесс доставки грузов, что является целью любого перевозчика», — отметил он.
Артем Васканян добавляет ещё одно достоинство — обязательную верификацию компаний и подробные сведения о своей деятельности.
«Новая система поможет сделать рынок грузоперевозок по-настоящему прозрачным. На основе данных о завершенных перевозках сформируется рейтинг игроков, который отразит реальное положение сил на рынке. Кроме того, такое решение поможет выявить „серые“ схемы в работе отдельных транспортных компаний, желающих избежать налоговых обязательств», — уверен он.
С другой стороны, у менее крупного бизнеса зачастую не хватает ресурсов для создания собственных IT-продуктов. Внедрение НЦТЛП уравняет шансы. Небольшие компании получат доступ к единой цифровой системе, которая упростит оформление документов на транспортировку груза. Процесс адаптации повлечет за собой дополнительные издержки, но, с другой стороны, снизятся трудозатраты на документооборот. Кроме того, менее крупные игроки смогут заявить о себе благодаря участию в едином федеральном рейтинге логистических компаний.
Вадим Филатов согласен, что унификация механизма обмена всеми перевозочными, разрешительными и товаросопроводительными документами на единой площадке позволит повысить прослеживаемость цепей поставок — скрыть часть информации будет невозможно.
Он отметил, что российский рынок автомобильных грузоперевозок фрагментирован — доля небольших компаний с автопарком менее 50 ТС, по информации «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс»), превышает 80%. Сохраняется множество недобросовестных компаний, которые нарушают нормы законодательства, а также демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. Все это приводит к повышению аварийности в грузоперевозках и развитию недобросовестной конкуренции на рынке.
«На данный момент мы, как и другие участники рынка, пока наблюдаем за ситуацией и строим предположения о возможных изменениях. Из преимуществ — отношения с контрагентами станут более прозрачными, повысится уровень безопасности перевозок, упростится ДО, логистический рынок будет более регулируем. Из недостатков — это, пожалуй, увеличение затрат для компаний, всплеск роста цен, перестройка логистических цепочек, вероятность уменьшение количества перевозчиков на рынке», — сказала Екатерина Генза.
«Пожалуй, я выскажу мнение большинства — хотелось бы уже сейчас понимать, как будут контролироваться данные в реестре, каковы будут критерии отбора перевозчиков, как будет обеспечена прозрачность работы реестра, какие будут предоставлены льготы участникам реестра, какие штрафы будут назначаться за нарушение правил», — сказал Сергей Чернов.
Кроме этого, считает Екатерина Генза, процесс регистрации должен быть доступен и удобен для экономии времени, а для «мелких» игроков рынка должны быть предусмотрены дополнительные меры поддержки в процессе перестроения под новую систему.
Еще один совет от перевозчиков для законодателей — предусмотреть переходный период без штрафов — это позволит предоставить достаточно времени для адаптации компаний и устранения недостатков работы системы.
Что касается в целом системы ГосЛог, как минимум часть программного решения должна быть в виде мобильного приложения, пользоваться которым можно будет интуитивно — в этом случае не потеряется рынок одиночных водителей — «ипэшников» и подобных микро предпринимателей. А если дополнительно подружить это приложение с системой геопозиционирования и дать доступ к маршруту клиентам (как в приложении такси), это станет дополнительным стимулом для его применения — сами клиенты будут настаивать на использовании приложения при перевозке, добавила она.