Организовать собственную службу доставки сложно и накладно. Так, например, для запуска доставки товаров даже в районе присутствия торговой точки потребуются:
- Специальные должностные лица, которые будут заниматься приемом заказов на доставку, их комплектацией и т.п.
- Для перемещений по городу понадобится собственный транспорт со всеми вытекающими расходами (разовыми тратами на покупку и операционными — на ГСМ, техобслуживание и т.д.).
- Система контроля выдачи и перемещения заказов по городу.
Если говорить о доставке в масштабах страны — то малому бизнесу такая задача не по силам.
В этом случае оптимальным решением по доставке приобретенных товаров по России становится сторонняя компания-посредник, которая сможет обеспечить должный уровень сервиса.
При небольшом объеме заказов, ИМ (Интернет-магазин) может обойтись без автоматизации системы обработки заказов на доставку. Однако, с ростом количества покупок растет и нагрузка на менеджеров ИМ.
Как автоматизировать процесс работы доставки товаров в Интернет-магазине?
Интеграция сторонних сервисов доставки в Интернет-магазин
В большинстве своем услуги доставки товаров по России оказывают два типа компаний.
- Компании, у которых есть собственные складские помещения (пункты выдачи, офисы обслуживания) для организации хранения, приемки и выдачи товаров в большинстве крупных городов. Иногда такие компании даже имеют собственный парк техники для перевозки грузов.
- Агрегаторы доставки. Это посредники, объединяющие услуги нескольких компаний по доставке грузов. Такой подход позволяет покрыть большее количество городов, в которые возможна доставка товаров.
Оба типа компаний могут поддерживать интеграцию своих сервисов с инфраструктурой Интернет-магазина. Технически отличий в реализации функционала нет. Все ограничивается лишь возможностями компаний, осуществляющих доставку (зона покрытия и набор услуг).
Работа сервиса доставки предполагает:
- Приём в обработку данных о заказах, выгруженных из ИМ.
- Обеспечение получения товаров в точке приема. Это может быть небольшой склад в районе присутствия сети службы доставки (то есть вы сдаете товар на отправку самостоятельно) или курьерская служба (когда товары на доставку забирает представитель службы доставки с ваших складов или торговых точек).
- Упаковка товаров для отправки (это может быть универсальная или брендированная упаковка в соответствии с вашими требованиями).
- Комплектация сборных заказов (например, при отправлении в один город).
- Транспортировка грузов в места выдачи (собственными силами или силами транспортных компаний).
- Выдача товара. Клиент может получить товар самостоятельно в специальном пункте выдачи или доставка будет осуществляться на указанный адрес курьером.
- Оповещение о смене статуса товара (приемка, комплектация, транспортировка, ожидание выдачи, успешная выдача и т.п.).
Если говорить о технической интеграции сервиса с ИМ, то от сервиса доставки требуется наличие API (программного интерфейса взаимодействия) или готового модуля дополнения для наиболее распространенных систем управления ИМ.
API или модуль интеграции службы доставки должен предоставлять следующие функции (возможности):
- личный кабинет клиента в сервисе (для отображения информации о текущих и обработанных заказах, о балансе лицевого счета, статистике отказов и т.п.);
- уведомления об изменениях статуса заказа удобным способом (email, SMS, данные передаваемые в ИМ для последующей обработки на стороне магазина и т.п.);
- форма выбора схемы доставки (в зависимости от возможных типов транспортировки и видов отправлений) с автоматическим расчетом стоимости услуг и сроков выполнения обязательств;
- передача данных о стоимости услуг для последующей оплаты;
- другие опции в зависимости от возможностей сервиса.
Техническая реализация интеграции с ИМ может выглядеть следующим образом:
- В личный кабинет клиента будет интегрирована форма отслеживания статуса заказа. Возможна замена на персональные уведомления клиента посредством коротких сообщений на телефон или email-адрес. Данные о статусе можно получать через API сервиса.
- На отдельной странице (например, страница оплаты) или во всплывающем окне встраивается форма для формирования заказа. Она получает данные о весе, объеме и других характеристиках товаров к отправлению, а также адрес получения (адрес отправления может браться автоматически исходя из расположения склада магазина) и другую информацию. На выходе покупатель и ИМ должен получить точную стоимость доставки и ориентировочный срок исполнения заказа. Форма также может быть заменена собственным функционалом ИМ с работой по API. Возможен выбор между несколькими сервисами доставки, обеспечивающими разный функционал и уровень обслуживания.
- Все данные по обработке заказов хранятся на стороне сервиса и доступны через личный кабинет владельца ИМ (возможны отдельные виды уведомлений и другие возможности, полезные владельцу бизнеса).
Также служба доставки может взять на себя весь цикл работыс клиентом от звонка до доставки — услуга называется фулфилмент. Смотрите список лучших фулфилмент-операторов России.
Автор материала
Юлия Б.
Специалист по интеграции платежных систем к агрегаторам и предоставлению любых платежных сервисов B2B и B2C клиентам. Последние 6 лет Юлия работает в крупнейших платежных компаниях России и Европы: от небольших платежных шлюзов до крупнейших платежных провайдеров с нагрузкой 24+ миллиона пользователей / 16 миллионов операций / 500 000 уникальных посетителей / 500 000 платежей в день.
Комментарии ()