- Транспортные компании
- Междугородние перевозки
- Расчёт стоимости доставки
- Отслеживание
- Перевозчику
- Ещё
Количество пунктов приёма и выдачи грузов является одним из важнейших факторов развития транспортной компании. Удобство расположения ПВЗ может напрямую влиять на решение локального бизнеса или частных отправителей о доставке груза той или иной компанией.
С одной стороны, в период пандемии многие оффлайн-компании устремились в онлайн-торговлю для повышения падающих продаж, для чего им потребовался надёжный партнёр по доставке.
С другой стороны, на данный момент многие потребители предпочитают заказывать через интернет целый ряд вещей, традиционно чаще приобретаемых в магазинах города, таких как продукты, мебель, спортивные тренажёры. Крупногабаритные грузы, которые не могут быть доставлены службой экспресс-доставки, отправляются через транспортную компанию. Поэтому расположение складского терминала становится всё важнее — необходимо предложить получателю выбор наиболее удобного ПВЗ (пункта выдачи заказов), если он хочет забрать посылку самостоятельно. Более того, по прогнозам компании AMarkets, привычка россиян к онлайн-заказам сохранится и после снятия ограничений — те, кто ранее не доверял электронным площадкам или не имел опыта работы с ними, за время карантина смогли оценить удобство и ассортимент онлайн-покупок.
Main Transport представляет исследование развития филиальной сети шести самых известных перевозчиков сборного груза России.
Содержание
Эти же компании ранее участвовали в исследовании стоимости доставки сборного груза, попали в ТОП20 транспортных компаний 2019 года. Позднее были участниками в рейтинге самых быстрых ТК России.
Информация о филиалах собиралась с официальных сайтов транспортных компаний. В ряде случаев информация была представлена в неполном виде, могут присутствовать несоответствия.
Далее было принято решение исследовать общее развитие филиальных сетей и терминалов в разрезе федеральных округов России.
Транспортные компании стремятся получить долю на стремительно растущем рынке ecommerce, поэтому наряду с традиционными складскими терминалами активно развивают партнёрские сети ПВЗ, а также предлагают услуги 3PL и фулфилмента.
Деловые Линии наряду с собственными терминалами используют ПВЗ интернет-магазина «220 Вольт» для выдачи грузов весом до 10 кг. Также есть 28 3PL-складов, из них 8 в Москве.
ПЭК развивает партнёрскую сеть ПВЗ под суб-брендом ПЭК EasyWay, ограничения по весу от 30 до 50 кг. 14 3PL-складов.
GTD (Кашалот, бывший «Кит») активно открывает новые филиалы, в подавляющем большинстве полноформатные терминалы. Услуга отправки и получения мелких посылок «Посылка» оказывается там же.
ЖелДорЭкспедиция в рамках сотрудничества с интернет-магазином Exist (у них общий владелец) содержит несколько ПВЗ в Москве и Санкт-Петербурге с ограничением веса одного места до 25 кг. Не считая этого, компания располагает классической сетью из терминалов. Услуга 3PL присутствует на сайте, но конкретные терминалы не указаны.
Байкал Сервис предлагает получение небольших грузов в Boxberry, отправить там посылку нельзя. Поскольку Boxberry является отдельной службой доставки, её ПВЗ не учтены в данном исследовании. Собственные терминалы ТК не имеют значительных ограничений по размерам принимаемых/выдаваемых грузов.
Энергия предлагает около 30 пунктов приёма мелких посылок (менее 100 кг) и развитую терминальную сеть в самых удалённых регионах России.
У рассматриваемых компаний терминалы и пункты, позволяющие принимать грузы свыше 100 кг (далее будем называть их терминалами), составляют 61% филиальной сети. Этот процент гораздо выше для всех рассматриваемых транспортных компаний, кроме ПЭК. У ПЭК ситуация обратная — 78% общей сети составляют пункты EasyWay. Много партнёрских ПВЗ и у Деловых Линий — 24%.
В данном разделе будут рассмотрены все филиалы, в том числе терминалы, ПВЗ и 3PL-склады.
Если считать все филиалы, указанные на сайтах транспортных компаний (кроме Boxberry для Байкал Сервис), то рейтинг развития филиальной сети получается следующим:
Место |
Транспортная компания |
Число филиалов |
---|---|---|
1 |
ПЭК |
926 |
2 |
Энергия |
366 |
3 |
Деловые Линии |
276 |
4 |
GTD |
233 |
5 |
ЖелДорЭкспедиция |
215 |
6 |
Байкал Сервис |
134 |
Лидером с большим отрывом является Первая Экспедиционная Компания за счёт развития партнёрской сети EasyWay.
Размер общей филиальной сети недостаточен для понимания её территориального распределения, особенно в России. Для понимания охвата представительств транспортных компаний мы проанализировали их присутствие в разных регионах России.
Выбранные компании имеют терминалы и ПВЗ в 84 субъектах РФ, т.е. во всех, кроме Чукотского АО. В исследовании были объединены Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Севастополь и Крым, таким образом остался 81 субъект. Результаты представлены ниже.
Место |
Транспортная компания |
В скольких субъектах представлена |
---|---|---|
1 |
Энергия |
78 |
2 |
ЖелДорЭкспедиция |
77 |
3 |
GTD |
75 |
4 |
ПЭК |
73 |
5 |
Деловые Линии |
69 |
6 |
Байкал Сервис |
65 |
Первое место занимает Энергия, размещающая свои терминалы в самых труднодоступных местах страны. Следом с минимальным отрывом идёт ЖелДорЭкспедиция. В целом распределение получается весьма плотным, что говорит о высоком уровне регионального охвата транспортных компаний, что неудивительно для лидеров отрасли.
Далее представлена сводная таблица, отражающая число терминалов по субъектам РФ.
Субъект РФ |
Число филиалов | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Деловые Линии |
ПЭК |
GTD |
ЖелДорЭкспедиция |
Байкал Сервис |
Энергия |
Итого | |
Алтайский край |
2 |
22 |
5 |
5 |
2 |
14 |
50 |
Амурская область |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
6 |
15 |
Архангельская область |
3 |
8 |
3 |
4 |
1 |
2 |
21 |
Астраханская область |
1 |
8 |
1 |
2 |
1 |
1 |
14 |
Белгородская область |
3 |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Брянская область |
4 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
14 |
Владимирская область |
3 |
9 |
2 |
3 |
2 |
3 |
22 |
Волгоградская область |
5 |
15 |
4 |
4 |
2 |
3 |
33 |
Вологодская область |
2 |
10 |
2 |
1 |
2 |
2 |
19 |
Воронежская область |
5 |
9 |
2 |
2 |
1 |
2 |
21 |
Еврейская автономная область |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
Забайкальский край |
2 |
7 |
2 |
1 |
1 |
4 |
17 |
Ивановская область |
1 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
17 |
Иркутская область |
4 |
23 |
3 |
7 |
2 |
18 |
57 |
Кабардино-Балкарская Республика |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
2 |
8 |
Калининградская область |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Калужская область |
2 |
6 |
2 |
3 |
2 |
2 |
17 |
Камчатский край |
0 |
4 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Кемеровская область |
3 |
11 |
6 |
5 |
2 |
15 |
42 |
Кировская область |
2 |
11 |
1 |
2 |
1 |
0 |
17 |
Костромская область |
1 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
11 |
Краснодарский край |
12 |
29 |
10 |
9 |
3 |
13 |
76 |
Красноярский край |
2 |
14 |
3 |
4 |
1 |
14 |
38 |
Курганская область |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
3 |
14 |
Курская область |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
2 |
12 |
Ленинградская область |
41 |
46 |
1 |
8 |
5 |
5 |
106 |
Липецкая область |
1 |
8 |
1 |
2 |
1 |
1 |
14 |
Магаданская область |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Московская область |
37 |
125 |
9 |
21 |
15 |
21 |
228 |
Мурманская область |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Ненецкий автономный округ |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Нижегородская область |
4 |
29 |
6 |
2 |
5 |
6 |
52 |
Новгородская область |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Новосибирская область |
7 |
24 |
7 |
4 |
3 |
22 |
67 |
Омская область |
1 |
19 |
2 |
1 |
1 |
2 |
26 |
Оренбургская область |
3 |
12 |
3 |
4 |
2 |
4 |
28 |
Орловская область |
2 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
15 |
Пензенская область |
5 |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
21 |
Пермский край |
4 |
17 |
9 |
6 |
2 |
5 |
43 |
Приморский край |
3 |
13 |
2 |
4 |
1 |
19 |
42 |
Псковская область |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
10 |
Республика Адыгея |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Республика Алтай |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
Республика Башкортостан |
8 |
22 |
7 |
5 |
2 |
13 |
57 |
Республика Бурятия |
1 |
11 |
1 |
2 |
1 |
5 |
21 |
Республика Дагестан |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
6 |
10 |
Республика Ингушетия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Республика Калмыкия |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
Республика Карелия |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Республика Коми |
4 |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
16 |
Республика Крым |
4 |
5 |
14 |
2 |
2 |
10 |
37 |
Республика Марий Эл |
1 |
13 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18 |
Республика Мордовия |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Республика Саха (Якутия) |
0 |
4 |
1 |
3 |
0 |
5 |
13 |
Республика Северная Осетия — Алания |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
7 |
Республика Татарстан |
7 |
30 |
7 |
4 |
5 |
10 |
63 |
Республика Тыва |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
Республика Хакасия |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
13 |
Ростовская область |
9 |
25 |
8 |
6 |
4 |
6 |
58 |
Рязанская область |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Самарская область |
5 |
26 |
3 |
3 |
3 |
5 |
45 |
Саратовская область |
3 |
18 |
2 |
2 |
3 |
3 |
31 |
Сахалинская область |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Свердловская область |
14 |
46 |
19 |
3 |
9 |
14 |
105 |
Смоленская область |
2 |
5 |
1 |
2 |
1 |
3 |
14 |
Ставропольский край |
2 |
11 |
3 |
3 |
2 |
6 |
27 |
Тамбовская область |
1 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
11 |
Тверская область |
2 |
4 |
0 |
2 |
1 |
1 |
10 |
Томская область |
1 |
7 |
1 |
2 |
1 |
4 |
16 |
Тульская область |
2 |
7 |
1 |
1 |
2 |
1 |
14 |
Тюменская область |
6 |
12 |
12 |
9 |
3 |
15 |
57 |
Удмуртская Республика |
3 |
18 |
5 |
3 |
2 |
3 |
34 |
Ульяновская область |
3 |
15 |
2 |
2 |
1 |
2 |
25 |
Хабаровский край |
2 |
20 |
1 |
2 |
2 |
6 |
33 |
Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО |
1 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
9 |
Челябинская область |
6 |
24 |
10 |
5 |
4 |
10 |
59 |
Чеченская Республика |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5 |
7 |
Чувашская Республика |
2 |
9 |
1 |
2 |
1 |
2 |
17 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0 |
1 |
5 |
4 |
0 |
1 |
11 |
Ярославская область |
2 |
6 |
2 |
1 |
1 |
5 |
17 |
Общее число филиалов в каждом регионе РФ, ранжированное по убыванию, представлено ниже.
Самыми необеспеченными терминалами регионами оказались:
Самыми обеспеченными оказались Москва и Московская область, следом идёт Санкт-Петербург, далее экономически развитые области с городами-миллионниками. Среди регионов с городами с населением менее 1 млн. человек Тюменская область находится на первом месте, в общем рейтинге на 11 месте, обгоняя, например, Нижегородскую и Самарскую области. Можно предположить, что число терминалов косвенно коррелирует с экономическим развитием регионов и размером их населения.
Если перейти на уровень выше, можно рассмотреть обеспеченность федеральных округов России филиалами транспортных компаний.Также в таблице представлены показатели федеральных округов — площадь, население, валовый региональный продукт (ВРП) — в расчёте на один филиал.
Округ | Число филиалов |
Обслуживаемая площадь, км2/терминал |
Обслуживаемое население, человек/терминал |
ВРП, млрд. р./терминал | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Деловые Линии |
ПЭК |
GTD |
ЖелДорЭкспедиция |
Байкал Сервис |
Энергия | Итого | ||||
ДФО |
8 |
55 |
9 |
16 |
7 |
44 |
139 |
50 018 |
58 771 |
37,4 |
ПФО |
51 |
238 |
49 |
38 |
30 |
56 |
462 |
2 245 |
63 393 |
27 |
СЗФО |
58 |
80 |
18 |
20 |
15 |
15 |
206 |
8 189 |
67 874 |
43,8 |
СКФО |
6 |
16 |
7 |
8 |
2 |
23 |
62 |
2 749 |
160 176 |
31,3 |
СФО |
22 |
137 |
31 |
33 |
14 |
99 |
336 |
12 981 |
50 948 |
24,8 |
УрФО |
28 |
93 |
50 |
24 |
17 |
43 |
255 |
7 131 |
48 474 |
50 |
ЦФО |
71 |
223 |
31 |
51 |
37 |
51 |
464 |
1 401 |
84 986 |
63,4 |
ЮФО |
32 |
84 |
38 |
25 |
12 |
35 |
226 |
1 982 |
72 859 |
25,9 |
Россия |
276 |
926 |
233 |
215 |
134 |
366 |
2 150 |
7 965 |
68 255 |
39,5 |
Наибольшую плотность терминалов на обслуживаемой площади показывает Центральный федеральный округ. В то же время он второй по размеру обслуживаемого населения, а также первый по размеру ВРП на каждый филиал, что может говорить о имеющихся возможностях по ещё большему уплотнению филиальной сети.
Наибольшая обслуживаемая площадь на каждый филиал ТК приходится на Дальневосточный федеральный округ, но он достаточно слабо населён —размер обслуживаемого населения на филиал там даже меньше среднего по России значения.
Наименьшее число филиалов и наибольшее обслуживаемое население на каждый филиал наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, что связано с его слабым экономическим развитием и небольшим населением.
Для федеральных округов были рассчитаны коэффициенты корреляции числа терминалов с площадью, населением и валовым региональным продуктом. Результаты:
Можно заключить, что число населения и ВРП влияет на развитие сети транспортных компаний сильнее всего. Небольшую отрицательную корреляцию для площади можно объяснить природными особенностями России, когда на больших территориях не созданы достаточные для проживания и экономического развития условия, в результате чего население сильно локализовано.
Ниже приведены графики распределения.
Ниже представлена нормированная диаграмма распределения филиалов каждой из рассматриваемых компаний по федеральным округам.
По результатам видно, что:
Можно заметить, что место возникновения транспортной компании в значительной мере определяет её базовые регионы развития.
Здесь будут рассмотрены только терминалы и склады, принимающие и выдающие грузы весом от 100 кг, которые мы далее будем называть терминалами.
Место |
Транспортная компания |
Число терминалов |
---|---|---|
1 |
Энергия |
338 |
2 |
GTD |
232 |
3 |
Деловые Линии |
209 |
4 |
ПЭК |
201 |
5 |
ЖелДорЭкспедиция |
199 |
6 |
Байкал Сервис |
134 |
В данном случае Энергия лидирует с крупным отрывом. Следом плотной группой идут GTD, Деловые Линии, ПЭК и ЖелДорЭкспедиция. На последнем месте Байкал Сервис, который предлагает по ряду направлений адресную доставку без открытия терминалов.
Место |
Транспортная компания |
В скольких субъектах есть терминалы |
---|---|---|
1 |
Энергия |
78 |
2 |
ЖелДорЭкспедиция |
77 |
3 |
GTD |
75 |
4 |
ПЭК |
71 |
5 |
Деловые Линии |
69 |
6 |
Байкал Сервис |
65 |
По сравнению с общей филиальной сетью изменения есть только у ПЭК — уменьшение охвата на 2% за счёт того, что EasyWay не учитывается. Минимальный уровень изменений обусловлен тем, что партнёрские ПВЗ открываются в первую очередь в экономически развитых регионах.
Округ | Число терминалов |
Обслуживаемая площадь, км2/терминал |
Обслуживаемое население, человек/терминал |
ВРП, млрд. р./терминал | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Деловые Линии |
ПЭК |
GTD |
ЖелДорЭкспедиция |
Байкал Сервис |
Энергия | Итого | ||||
ДФО |
8 |
11 |
9 |
16 |
7 |
39 |
90 |
77 251 |
90 769 |
57,8 |
ПФО |
44 |
49 |
49 |
38 |
30 |
50 |
260 |
3 988 |
112 645 |
48,0 |
СЗФО |
32 |
17 |
18 |
15 |
15 |
15 |
112 |
15 062 |
124 839 |
80,5 |
СКФО |
6 |
10 |
7 |
8 |
2 |
23 |
56 |
3 044 |
177 338 |
34,7 |
СФО |
19 |
25 |
31 |
33 |
14 |
87 |
209 |
20 870 |
81 906 |
39,9 |
УФО |
24 |
17 |
50 |
24 |
17 |
41 |
173 |
10 512 |
71 449 |
73,7 |
ЦФО |
52 |
46 |
30 |
40 |
37 |
49 |
254 |
2 560 |
155 250 |
115,8 |
ЮФО |
24 |
26 |
38 |
25 |
12 |
34 |
159 |
2 816 |
103 560 |
36,8 |
По России |
209 |
201 |
232 |
199 |
134 |
338 |
1313 |
13 043 |
111 766 |
64,7 |
Закономерности, приведённые для общей филиальной сети, сохраняются и здесь.
По результатам обзора можно заметить, что терминалы и ПВЗ основных транспортных компаний распределены неравномерно по территории России, что в тоже время отражает историческую неравномерность в климатических условиях и экономическом развитии регионов страны. Сегодня происходят значительные климатические изменения, которые в результате могут привести к повышению экономической привлекательности ранее чрезмерно суровых территорий, например отдельных частей Сибири и Дальнего Востока. Предположительно судоходным станет Северный морской путь. Вероятно транспортные компании могут пойти по пути предсказательного развития, открывая малые ПВЗ в небольших отдалённых городах, не имеющих на данный момент ни одного терминала рассмотренных компаний. Судя по активности компаний в плане открытия новых филиалов, они идут именно по такому пути.
Также к активному открытию новых филиалов их подталкивает развитие дистанционной торговли. Если традиционные терминалы, предназначенные для операций с крупными грузами, в основном находятся далеко от центра городов, пункты приёма и самовывоза малых посылок должны располагаться куда ближе к конечному потребителю. Задачи по наращиванию сети ПВЗ компании решают по-разному — кто-то подключает партнёров напрямую (ПЭК), кто-то сотрудничает со службами доставки (Байкал Сервис). В ближайшее время мы вероятно увидим ещё ряд любопытных гибридных партнёрских схем, объединяющих транспортные компании и службы экспресс-доставки, и со временем будет понятно, какие из них окажутся наиболее жизнеспособными.
Федеральные округа России https://ru.wikipedia.org/
Официальный сайт ГК «Деловые Линии» https://www.dellin.ru/
Официальный сайт ПЭК https://pecom.ru/
Официальный сайт GTD https://gtdel.com/
Официальный сайт ЖелДорЭкспедиции https://www.jde.ru/
Официальный сайт Байкал Сервис https://www.baikalsr.ru/
Официальный сайт ТК Энергия https://nrg-tk.ru/
Комментарии ()