Войти

Особенности перевозок между Россией и Казахстаном

08.10.2024

Доставка грузов по направлению в Казахстан, как и, любое международное направление, имеет особенности документооборота, которые необходимо учитывать при планировании грузоперевозки. Но, благодаря единому таможенному союзу (ЕАЭС) многие процедуры прохождения границы между Россией и Казахстаном отсутствуют, приближая такие отправки к «отправкам в пределах России», при условии наличия полного пакета документов для прохождения пограничных пунктов.

Документы

Основными документами для прохождения границы являются:

  • CMR — основной документ для международных перевозок. Заполняется отправителем и перевозчиком. Ключевые графы — данные отправителя, получателя, перевозчика, описание груза, количество мест, вес. Обязательным условием является наличие печатей грузоотправителя и перевозчика. Как правило, транспортные компании заранее распечатывают CMR, проставляют печати и отдают водителям или дают в дорогу печать для документов. Этот момент стоит уточнить сразу при оформлении заявки с ТК. На границе принимают документы как заполненные от руки, так и в напечатанном виде.

CMR от рукиCMR печатный

  • СНТ — сопроводительная накладная на товар, документ в Казахстане для перемещения груза внутри страны и за границей (документ стал обязательным с 1 апреля 2023 года). Оформляется резидентом Казахстана в электронном виде на сайте информационной системы электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), водителю на границе достаточно сказать номер.

СНТ: 1 страницаСНТ: 2 страница

СНТ: 3 страницаСНТ: 4 страница


  • ЭСФ — электронная счет фактура в Казахстане используется для подтверждения налоговых обязательств при экспорте/импорте. Документ создается в ИС ЭСФ и важен для учета НДС. Ознакомиться с информацией о заполнении счет-фактуры и общих положениях можно здесь.


Стоит отметить, что в нынешних реалиях, на границе можно столкнуться с проблемами и задержками при наличии полного пакета документов, указанных выше. А все потому, что в условиях санкций, многие товары получили статус «Экспертный контроль» или признак G10. Эта категория включает грузы двойного назначения или военного назначения. Для перевозки таких товаров требуется лицензия от Министерства индустрии и инфраструктуры развития (МИИР), срок действия разрешения составляет один год. В документе указывается, относится или не относится груз к специфическим товарам. При наличии данного разрешения транспортировка груза разрешена, независимо от наличия признака G10.

МИИР: не специфический товарМИИР: специфический товар

Лицензия является дополнительным документом при перевозке. Информация о получении должна быть отражена в СНТ: в графе 11 необходимо указать соответствующий признак, а в разделе G10 — в поле дополнительной информации указать номер и дату разрешения для каждого товара.

Пункт g10 в СНТПункт g10 в СНТ

Самостоятельно проверить принадлежность перевозимого груза на признак G10 можно на сайте ИС ЭСФ во вкладке ГСВС (Виртуальный склад), если код подтверждает специфичность товара, то необходимо оформить разрешение МИИР. Если нет, то вероятность задержки на границе из-за документов минимальна.

Поиск ИС ЭСФ

Выбор ГСВС

Ввод кода груза

По завершению поиска в строке с наименованием груза отобразится значок экспортного контроля.

Экспортный контроль

Цены и сроки

Если говорить о стоимости услуг, то для ориентира, приведу ставки для перевозки грузов массой от 1,5 до 20 тонн по одному из популярных направлений. Оплата услуг производится без НДС или с НДС 0 %.

Цены на грузоперевозки Москва — Алматы:

  • 1,5 тонны — 130 000 рублей,

  • 3 тонны — 150 000 рублей,

  • 5 тонн — 170 000 рублей,

  • от 10 до 20 тонн — 300 000 — 350 000 рублей.

Из Алматы в Москву стоимость отправки груза составляет:

  • 1,5 тонны — 130 000 рублей,

  • 3 тонны — 160 000 рублей,

  • 5 тонн — 200 000 рублей,

  • от 10 до 20 тонн — 300 000 — 350 000 рублей.

Стоит отметить, что отправка грузов массой 10 и 20 тонн осуществляется по единому тарифу, так как количество грузов массой 10 тонн практически отсутствует.

Срок доставки составляет 7-8 дней.

Возможные проблемы

Также поделюсь кейсами, такие ситуации распространены, и их следует учитывать при планировании и организации перевозки в Казахстан:

  • Водитель, который вёз груз из Москвы в Алматы, не взял с собой печать для транспортных документов. Это могло привести к проблемам на границе, и пришлось бы возвращать груз обратно. Мы быстро отреагировали: отправили скан документов с печатью водителю. Он вызвал такси и поехал к ближайшему месту, где можно распечатать документы. Там распечатал документы на цветном принтере, и они прошли таможенный контроль. Груз привезли в Алматы вовремя, и клиент остался доволен.

  • Грузоперевозка между Санкт-Петербургом и Алматы, использовали привлеченный транспорт. Водитель быстро доехал до границы и должен был приехать на выгрузку раньше назначенного времени. Однако на границе произошла задержка: у водителя закончились деньги. Приняли решение оплатить часть перевозки компании-перевозчику, чтобы машина могла пройти границу и доехать до выгрузки. Несмотря на то что было потрачено время на банковские переводы, мы прибыли без опозданий. Вывод: для дальних грузоперевозок стоит заранее обсудить условия оплаты и необходимость в предоплате, чтобы избежать возможных задержек.

В заключении отмечу, что не стоит рисковать репутацией и пытаться договориться на границе, это может привести к потере деловых отношений с вашим клиентом, а также к дополнительным расходам, связанными с возвратом транспортного средства на погрузку для переоформления документов и увеличению сроков поставки. В остальном перевозка грузов между Россией и Казахстаном — несложная задача, главное — найти надежного исполнителя.

Комментарии ()