- Рейтинг транспортных компаний
- Расчёт стоимости доставки
- Категории перевозок
- Отслеживание груза
- Ещё
- Авторизация
- Добавить груз
Фулфилмент — это комплекс операций, производимых с товаром с того момента, как продавец получил заказ, и до того момента, как товар был доставлен до покупателя (вручён ему в руки).
В зависимости от набора опций, которые будут входить в услуги оператора, определяются разные схемы фулфилмента.
Содержание
Маркетплейсы — это своего рода агрегаторы, которые позволяют разным продавцам выставлять свой ассортимент товаров в единой интернет-витрине, у которой уже есть сложившаяся аудитория. Продавцы получают возможность ведения продаж в формате услуги по подписке (как программное обеспечение в облачной инфраструктуре, SaaS).
Из-за того, что у разных продавцов, которые хотят представить свою продукцию на маркетплейсе, уже может иметься своя сложившаяся складская инфраструктура и/или различные логистические схемы (схемы поставок), маркетплейсы вынуждены подстраиваться под своих основных клиентов. Поэтому они предлагают несколько разных подходов — схем фулфилмента.
Классический небольшой или средний интернет-магазин не может позволить себе масштабную курьерскую сеть, а также сеть пунктов выдачи своих заказов. Только крупные игроки, с уже сложившейся сетью магазинов, могут позволить себе содержание своей службы доставки и пунктов выдачи заказов (обычно в качестве таковых выступают оффлайн-магазины).
Малый и средний бизнес вынужден привлекать для закрытия этих задач различных партнёров и находить оптимальные логистические маршруты, чтобы снизить влияние стоимости доставки на общую сумму покупки.
В качестве таких партнёров могут выступать:
При значительном увеличении количества сделок взаимодействие по вопросам организации доставки товаров до потребителей логично автоматизировать. И чем с большим числом партнёров вы взаимодействуете, тем больший объём работ по интеграции вам потребуется.
Примерно также обстоят дела и с хранением товаров. Мало кто из продавцов может себе позволить полноценный складской комплекс с профессиональными кладовщиками, складской техникой и оборудованием, с программами учёта. Плюс, это не всегда логично, так как складские площади могут потребоваться в разных регионах (для оптимизации времени доставки до конечных потребителей).
Товары могут отправляться конечным покупателям напрямую от поставщиков (схема дропшиппинга). А могут храниться в небольших помещениях, находящихся в собственности продавца или в арендуемых им складских комплексах для длительного размещения остатков. Всё это крайне тяжело автоматизируется и слабо поддаётся масштабированию.
Но чем больше заказов вам приходится обрабатывать, тем больше вы нуждаетесь в автоматизации и квалифицированном складском труде.
Нишу, оптимальную для уже набравших постоянную клиентскую базу компаний, но ещё не выросших до больших масштабов продавцов выгоднее всего обслуживать в чужой, уже готовой инфраструктуре. Это и есть фулфилмент — «склад как услуга».
К операторам фулфилмента можно подключаться напрямую (без маркетплейсов). Все особенности таких схем и рейтинг крупнейших игроков фулфилмента мы рассмотрели в отдельном материале.
Маркетплейсы позволили перевести услугу фулфилмента на новый уровень:
Итого, вы можете распределять свои товарные запасы по разным регионам, размещать в разных складских комплексах, задействовать разные схемы и службы доставки и т.п. И всё это будет работать в режиме «одного окна», с понятными и чёткими тарифами.
Именно маркетплейсы предлагают самый исчерпывающий набор вспомогательных (дополнительных) услуг для максимально комплексного фулфилмента:
Максимально точно и понятно разделение моделей фулфилмента маркетплейсов отображено в таблице ниже.
Маркетплейсы — это всегда посредники. Так как строить собственную инфраструктуру с нуля им тоже достаточно сложно, они активно привлекают партнёров для реализации различных вспомогательных задач, среди которых и услуги фулфилмента.
Плюс, таким образом обеспечивается достаточная гибкость в обслуживании и продавцов, и конечных потребителей (покупателей маркетплейса):
Теперь немного подробней о каждой из схем.
FBO (сокращение от Fulfillment by Operator) — это формат «всё включено», когда оператор (маркетплейс или его партнёры) берёт на себя функции хранения товаров, сборки по заявкам клиентов, доставку, оформление продажи/сделки (чек, отслеживание, оплата и т.п.). При работе по такой схеме продавец передаёт свои товары на хранение маркетплейсу. Доставка до склада маркетплейса обычно осуществляется силами продавца. Более удобная схема — отправка закупаемых партий товаров от поставщиков сразу напрямую на склады фулфилмента. Некоторые провайдеры фулфилмента могут предлагать услуги самостоятельного забора товара от поставщиков, но это большая редкость из-за необходимости организации перевозки на габаритном транспорте. Более удобный формат — сбор товаров через сеть пунктов выдачи.
Яндекс.Маркет вместо аббревиатуры FBO использует FBY (Fulfillment by Yandex). А Ozon расшифровывает FBO как Fulfillment by Ozon. AliExpress по аналогии использует термин FBA (Fulfillment by AliExpress).
FBS (Fulfillment by Seller) — это схема сотрудничества с маркетплейсом, в рамках которой продавец сам организует хранение и учёт товаров, при этом маркетплейс берёт на себя размещение позиций продавца в своём каталоге, их документальное оформление (чеки, отслеживание, возвраты и т.п.), а также доставку. В рамках такого сотрудничества продавцы могут привлекать любых партнёров или организовывать хранение своими силами. После получения заказа, товар собирается и подготавливается к отправке силами продавца, но обязательно передаётся на доставку только маркетплейсу (или его партнёрам). Например, товар можно сдать в пунктах выдачи/приёмки заказов. Дальнейшее движение товара, его выдача покупателю, оформление возврата и другие действия — в сфере ответственности маркетплейса.
DBS (сокращение от Delivery by Seller) — это схема сотрудничества с маркетплейсом, при которой и хранение, и сборка заказа, и его доставка до покупателя осуществляется силами продавца. Маркетплейс обеспечивает только размещение в своём каталоге и документальное оформление сделки (приём оплаты, перечисление вознаграждения продавцу и т.п.). Соответственно, продавец может выбирать как оператора фулфилмента (как вариант, хранить товар на своих складах), так и оператора доставки. Здесь немаловажным фактором будет вопрос того, с какими сервисами доставки будет интегрирован выбранный сервис фулфилмента.
Маркетплейс |
Доступные схемы |
Примечания |
Цены на хранение (фулфилмент) |
Цены на доставку |
Цены на размещение в каталоге |
---|---|---|---|---|---|
Ozon |
FBO |
Расшифровывается как Fulfillment By Ozon |
Хранение — от 6 руб./месяц за каждый литр товара, в зависимости от оборачиваемости. Сборка, упаковка и сортировка, включая доставку до этапа последней мили — 38-1400 руб. в зависимости от объёмного веса. Сборка брака для возврата поставщику — 50 руб./позиция. Перевозка между складами — по таблице фиксированных комиссий, от 170 руб./коробка и от 750 руб./палета. |
5% от цены, минимум 13 руб., максимум 250 руб. Возврат заказа — 31-900 руб. в зависимости от объёмного веса |
3-15% от стоимости, в зависимости от категории товара |
FBS |
С 15 июля 2022 года доставка для интернет-магазинов (Ozon Rocket) закрывается |
По тарифам стороннего (выбранного продавцом) оператора. |
60-350 руб. за последнюю милю + забор отправления 0-750 руб. И логистика между кластерами (41-1400 руб. в зависимости от объёмного веса) |
||
RFBS |
Аналог DBS |
На условиях выбранного перевозчика + OZON компенсирует оплату за доставку курьерами (0-700 руб.). |
|||
Express |
Аналог DBS, но с максимально быстрой доставкой |
На условиях партнёров OZON (180-810 руб. за услугу) |
|||
Яндекс.Маркет |
FBY |
Расшифровывается как Fulfillment By Yandex (полный аналог FBO) |
Обработка (приёмка, упаковка, отгрузка в службу доставки) — от 25 до 250 руб. за единицу (в зависимости от стоимости и веса/размера товара). Возврат поставщику — от 36 до 350 руб. за единицу. Хранение — от 0 до 0,45 руб./литр в день (в зависимости от оборачиваемости). Перевозка между складами — по таблице фиксированных комиссий, от 150 до 5000 руб. за одно грузовое место (палета). Обработка излишков — 150 руб./единица. Хранение неидентифицированных товаров — 150 руб./день за каждое тарное место. |
Последняя миля — 5% от цены, минимум 13 руб., максимум 250 руб. внутри округа. Плюс 1% (минимум 10 руб., максимум 500 руб.) за доставку в другой округ. Отмена и невыкуп — без комиссии. |
1-15% от стоимости, в зависимости от категории товара, Комиссия за перечисление денежных средств — от 1 до 2,2% (в зависимости от периодичности начислений). |
FBS |
По тарифам стороннего (выбранного продавцом) оператора |
45 руб. за обработку каждого заказа в сортировочном центре. Доставка по специальным ценам: 5% от стоимости, минимум, максимум 350 руб. При перевозке в другой округ — плюс 1-5% от цены (минимум 20 максимум 500 руб.). Для габаритных/тяжёлых товаров: 400 руб. внутри одного округа, плюс 1-5% от цены товара за перевозку в другой регион (минимум 25, максимум 1500 руб.). Хранение невыкупленных товаров — 15 руб./день после 7 дней. |
|||
Express |
Аналог FBS, но с доставкой в течение 1-2 часов. |
||||
DBS |
На условиях выбранного перевозчика. |
||||
СберМегаМаркет |
Витрина+Фулфилмент |
Полный аналог FBO |
Комплектация единицы товара и обработка возврата — 30 руб./единица. Хранение после 60 дней (в течение первого периода бесплатно) — 0,8 руб./сутки за каждую единицу. Приёмка излишков — 120 руб./единица. Комплектация для возврата поставщику — 60 руб./единица. Нет никаких требований к оборачиваемости, весу и размерам. |
Последняя миля — Бесплатно для заказов дешевле 500 руб. 3% от цены, минимум 50 руб., максимум 500 руб. для заказов весом менее 25 кг. Для отгрузок более 25 кг — 3% стоимости, минимум 500, максимум 1000 руб. |
2-18% от стоимости, в зависимости от категории товара, Комиссия за перечисление денежных средств —1,5-2,0% (в зависимости от периодичности выплат). |
Витрина+Доставка |
Полный аналог FBS |
По тарифам стороннего (выбранного продавцом) оператора. |
|||
Закажи и забери, Доставка силами продавца |
DBS |
На условиях выбранного перевозчика. |
|||
Wildberries |
FBW |
Расшифровывается как «Fulfilment by Wildberries» полный аналог FBO |
Хранение на складе: Короб — от 0,004 руб./литр в день, но не менее 20 копеек за единицу товара (конкретная стоимость будет зависеть от категории товара, от веса/объёма и от выбранного склада, примерно 0,05-0,7 руб./день); Палета — минимум 7 руб./день (например, в Коледино 18 руб./день за каждую палету, на других складах может быть от 10 до 15 руб./день за палету). Обработка отказов — 33 руб./единица товара. Сборка включена в стоимость логистики. Сборка товаров к возврату — 60 руб./единица. |
Логистика определяется категорией товара, выбранным складом и весом/габаритами товара. Логистика габаритных товаров не может быть менее 120 руб. за одну единицу (примерный расчёт от 2 рублей за литр). Например, логистика смартфонов от 36 до 72 руб. Общий разброс цен на логистику— от 52 до 2200 руб. за единицу товара/за палету. |
5-15% от стоимости, в зависимости от категории товара. |
FBS |
В настоящее время добавление сторонних складов и своей доставки в Wildberries недоступно |
По тарифам стороннего (выбранного продавцом) оператора |
|||
DBS |
По тарифам стороннего (выбранного продавцом) оператора |
||||
AliExpress (TMall) |
FBA |
Расшифровывается как Fulfillment By AliExpress, полный аналог FBO |
Хранение первые 60 дней — бесплатно (для одежды — 90 дней). Далее: до 5 кг — 1 руб./день; 5-25 кг — 5 руб./день. Вывоз товара со склада FBA — 30 руб./товар. Незабранный товар — 70% от доставки. Возврат покупателя — 216 руб./отправление. |
Обработка, упаковка и доставка одного товара: до 1 кг — 100 руб.; 1-5 кг — 200 руб.; 5-25 кг — 400 руб.; крупногабаритные товары (25-80 кг, доставляются только курьерами) — от 950 до 2450 руб. Пуллинг (курьер забирает груз с вашего склада, только в Москве и Санкт-Петербурге) — от 1440 до 14000 руб. (в зависимости от веса и габаритов, вплоть до 500 кг). Почта России — от 159 до 659 руб. (в зависимости от веса) + приезд курьера (349/399 руб.); Цайняо Доставка— 170-650 руб. до ПВЗ,250-1300 для доставки до двери + забор курьером от 200 руб. |
5-8% от стоимости, в зависимости от категории товара (первые 100 товаров без комиссии). |
FBS |
По тарифам стороннего оператора. |
||||
FBS со своей доставкой |
Аналог DBS, требуется открытие специальной категории. |
По тарифам стороннего оператора. |
Теперь заполним пробелы по пунктам «По тарифам стороннего оператора...».
Вместо складов маркетплейсов по модели FBO с их тарифами вы можете использовать модель FBS или DBS, где для хранения и обработки товаров можно привлечь профильных фулфилмент-операторов, имеющих склады в нужных вам регионах. Они же могут взять на себя роль интегратора (посредника) и подключить вас сразу к нескольким площадкам маркетплейсов, возможно даже предоставить свои площадки для торговли.
Схема может выглядеть так:
Вы храните свои товары на складах выбранного фулфилмент-оператора.
Электронные витрины могут быть представлены где угодно — на ваших сайтах или на сайтах маркетплейсов.
При получении конкретного заказа с маркетплейса (с одного или с нескольких) или просто «на опережение» часть товаров вы можете передать на хранение/доставку в маркетплейсы.
Для этого в личном кабинете фулфилмента создаётся заявка на перевозку до склада маркетплейса — всё остальное сделает провайдер услуги.
Теперь об основных фулфилмент-операторах. Более подробный обзор рынка смотрите в отдельном материале.
CDEK — один из крупнейших перевозчиков России, имеет обширную сеть офисов, свою курьерскую службу, свою сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и даже свой маркетплейс CDEK.market. Компания работает с 2000 года, активно использует IT-продукты, управлять своими доставками можно с помощью удобных мобильных приложений и через личный кабинет на сайте.
Направление фулфилмента было запущено в 2014 году, сейчас это крупная сеть складов по всей России и возможность интеграции с разными площадками (маркетплейсами).
Хранение товаров на складе — 90 руб./м. куб. в день (расчёт кратно литрам по фактически использованному пространству за каждый день, минимальный объём — 0,5 м. куб.).
Сборка заказов для передачи на доставку — 160 руб. первая позиция и +20 руб. за каждую последующую.
Страхование груза — 0,01% от объявленной стоимости.
Доставка грузов для передачи на хранение в склады других фулфилмент-операторов — по тарифной сетке.
Для примера расчёт по Московскому региону:
Возврат от клиентов — 80 руб. за первую позицию + 10 руб. за каждую последующую.
Инвентаризация — ежегодная бесплатно, по требованию клиента — 1 руб./позиция.
DSS — это компания, которая специализируется исключительно на предоставлении услуг фулфилмента. Основная миссия — сервис для дистанционной торговли (отсюда и аббревиатура СДТ).
На рынке с 2010 года, в распоряжении 4 технологичных склада в РФ, плюс один в Казахстане, собственный колл-центр на 150 человек. Ключевой партнёр для организации доставки — Почта России. СДТ предлагает забор посылок курьерами или прямую доставку на склад, полную подготовку к передаче почтовой службе, включая оформление сопроводительных документов, упаковывание, обработку возвратов и приём наложенных платежей.
Инвентаризация остатков — бесплатно, 2 раза в год.
Сбор заказав — от 55 руб.
Точные цены на хранение, сборку, обслуживание возвратов и т.п. рассчитываются индивидуально, исходя из оборота, объёма хранимых позиций и категорий товаров.
Доставка до маркетплейсов или до клиентов — по ценам сторонних служб доставки (есть встроенный онлайн-калькулятор для поиска лучших предложений (в большинстве выборок наиболее дешёвая перевозка у Почты России).
Бета ПРО — это ещё один узкопрофильный игрок, специализируется исключительно на фулфилмент-услугах, является технологическим партнёром СберМегаМаркет, но вы можете организовать хранение и передачу товаров по заказам на разные маркетплейсы.
На рынке с 2005 года, имеет набор всех необходимых интеграций, может выступать в роли агрегатора служб доставок. Все актуальные тарифы на перевозку вы получаете в режиме «он-лайн» и можете сравнить перед заказом.
Примерная стоимость услуг Бета ПРО (точные цены на операции рассчитываются индивидуально по каждому клиенту):
Тарифы на перевозку рассчитываются онлайн по ценам задействованных служб.
Набор услуг и порядок приёмки будет зависеть от выбранной модели сотрудничества:
B2CPL — это агрегатор услуг и сервисов для интернет-магазинов и предприятий дистанционной-торговли. Работает с 1997 года, основная категория деятельности — координация логистики и приём платежей. С 2008 года компания перешла с обслуживания торговли по каталогам на обслуживание интернет-магазинов.
Для реализации услуг фулфилмента компания открыла 2 складских комплекса — в Москве и Санкт-Петербурге. Она же предлагает подключение к разным маркетплейсам и другие виды сервисов: доставку, контакт-центр, трекинг и информирование.
Минимальные цены на операции (конкретные тарифы обсуждаются с каждым клиентом индивидуально):
Стоимость доставки рассчитывается по тарифам выбранных служб (предоставляется онлайн-калькулятор).
Тарифы собственной службы доставки можно уточнить на официальном сайте B2CPL.
Arvato — это одно из подразделений крупного международного холдинга (европейского медиаконцерна) Bertelsmann. В России функционирует юридическое лицо «Арвато Рус» с офисом в Ярославле,
Компания предлагает большое количество услуг для обслуживания онлайн-торговли, в том числе готовые IT-решения. На российском рынке компания с 1997 года.
Стоимость услуг рассчитывается по разным тарифным сеткам, в зависимости от объёма поставок и оборачиваемости.
Первая Экспедиционная Компания — это крупный игрок логистического рынка. Имеет серьёзный охват по регионам доставки и предлагает ряд вспомогательных услуг, среди которых международные перевозки, приём наложенных платежей и даже собственный маркетплейс для B2B и B2C-клиентов.
Работает с 2001 года. Направление фулфилмента реализовано на базе услуг 3PL (ответственное хранение) в 2016 году, в собственной складской сети уже более 13 точек в 9 регионах.
Актуальные цены на услуги фулфилмента и 3PL можно получить только после официального запроса. Примерный уровень цен:
Компания |
Количество складов |
Передача в маркетплейсы |
Службы доставки |
Свой маркетплейс |
Интеграции |
---|---|---|---|---|---|
СДЭК |
17 |
Озон, Wildberries, AliExpress, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и др. |
Своя (ПВЗ+курьеры) |
Есть |
Готовые модули для ERP, API |
СДТ (DSS) |
4 |
Своя СДТ, СДЭК, Boxberry, КСЕ, 5post, PickPoint |
Нет |
||
Beta PRO |
2 |
СДЭК, Boxberry, Почта России, TopDelivery, B2CPL, DostavkaGuru, PickPoint |
|||
B2CPL |
2 |
Своя, Почта России, Boxberry, СДЭК и DRHL (Евросеть/Связной) |
|||
Arvato |
7 |
Почта России и другие службы доставки (22 партнёра) |
|||
ПЭК |
13 |
Своя, Почта России + 3 партнёра |
Есть (только автотовары) |
Во-первых, вам нужно определиться с местом хранения товаров. Если вы хотите получать все услуги под ключ из одних рук, то логично выбрать модель FBO, когда и за склад, и за доставку будет отвечать маркетплейс. Но тут есть ряд нюансов:
Если вы хотите диверсифицировать риски, стоит рассмотреть модель FBS или DBS. Когда фулфилмент будет работать на базе более удобных складов от сторонних операторов. Причём, вы можете задействовать сразу несколько складов/операторов в разных регионах. Тогда маркетплейс для вас будет не более чем ещё одним каналом продаж. Таких каналов может быть сколько угодно: другие маркетплейсы, магазины в соцсетях, свой интернет-магазин и т.д.
Но в этом случае тоже нужно учесть ряд нюансов:
На какие моменты нужно обратить особое внимание при выборе конкретного оператора фулфилмента:
В любом случае, какую бы схему вы не выбрали, не переставайте сомневаться и анализировать. Считайте свои расходы и прибыль, экспериментируйте, ищите новые пути оптимизации бизнеса. Возможно, на каком-то этапе вообще будет проще вложиться в работу собственного склада и даже собственной службы доставки.