- Рейтинг транспортных компаний
- Расчёт стоимости доставки
- Категории перевозок
- Отслеживание груза
- Ещё
- Авторизация
- Добавить груз
Зачастую организации проводят рассылки по клиентским базам, вспоминая о требованиях законодательства лишь тогда, когда суд выносит решение о взыскании крупного штрафа по иску одного из получателей.
А зря! Непременно изучите действующие законы и удостоверьтесь, что не нарушаете их требований перед осуществлением любых рассылок.
Для начала следует определиться с типами SMS-отправлений. В подавляющем большинстве случаев все отправляемые SMS можно разделить на следующие большие группы:
Закон о связи (№ 126-ФЗ) под рассылкой определяет автоматическую передачу коротких текстовых сообщений, при этом нумерация может не соответствовать российским требованиям или отправление может не быть предусмотрено договорами о межсетевом взаимодействии с иностранными компаниями-операторами связи.
То есть массовой рассылке в отличие от персональных сообщений присущи следующие свойства (одно или несколько сразу):
Такое трактование рассылок позволяет действующим операторам связи выстроить автоматическую систему фильтрации подавляющей части спама, без чтения содержания (ведь, согласно сохранению тайны переписки, оператор не вправе получать доступ к личным сообщениям пользователей свой сети согласно требованиям закона «О персональных данных»).
Стоит отметить, что тот же закон «О связи» предусматривает ограничения на распространение только рекламных сообщений (то есть, остальные группы, приведенные выше, он не затрагивает).
Самый первый закон, который следует изучить перед созданием рассылки — № 126-ФЗ «О связи» (со всеми актуальными изменениями, включая требования № 272-ФЗ 2014 года). Он определяет понятие и требования к рассылкам в сетях мобильной связи, устанавливает сроки рассмотрения претензий со стороны клиентов (30-60 дней, согласно ст. 55).
Второй по значимости документ — закон «О рекламе» (№ 38-ФЗ). Он возлагает на рекломораспространителя обязанность доказательства факта согласия абонента на получение рекламных сообщений.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает материальную ответственность (ст. 14.3) и наделяет полномочиями ФАС по рассмотрению жалоб по факту СМС-рекламы и спама (ст. 23.48).
В отдельных случаях может быть применен закон «О защите прав потребителей», например, если посредством SMS покупателю навязываются какие-либо товары или услуги. В этом случае рассмотрением жалоб будет заниматься Роспотребнадзор.
В большинстве случаев арбитражный суд будет руководствоваться требованиями ст. 14.3 КоАП. Согласно последней могут налагаться следующие штрафы:
Могут налагаться и другие взыскания в зависимости от проступка, времени рассылки и рекламируемой продукции (так, отдельно стоит выделить алкоголь и табак, а также рекламу в объявленные дни траура и т.п.).
Какие требования следует соблюдать, чтобы не получить иск в суд от своих клиентов?
Если изложить коротко основные положения, то необходимо:
Клиент обязан решать вопрос с рекламораспространителем в досудебном порядке. Это значит, что в первую очередь для прекращения получения рассылок и исключения контактных данных из баз данных рекламодателя клиент должен обратиться сначала непосредственно распространителю (это может быть или сам оператор связи, или заказчик рассылки). Исключение составляют ситуации, когда абонент не оставлял своего согласия на получение рекламных сообщений.
Отменить ряд отправлений не получится, к таковым относятся сообщения от органов исполнительной власти, региональных властей, государственных внебюджетных органов, и сообщений от самого оператора связи, не являющихся рекламными.
Доказательство получения разрешения от клиентов ложится на инициатора рассылки. Примечательно, что суд может не принять в качестве доказательств ни бумажную анкету, ни электронные свидетельства согласия. Согласие должно быть дано в явном виде. Например, в бумажной анкете должны быть предусмотрены специальные поля и ясно оговорено получение рекламных сообщений, а электронные свидетельства должны позволять с достаточной достоверностью определить личность клиента (его идентификация) и его волеизъявление (так, например, простого указания номера телефона может быть недостаточно).
Отдельное внимание стоит уделить рассылкам с персональных номеров (номеров телефонов физлиц). Оператор не имеет права просматривать пересылаемую информацию и потому рассылки с таких номеров не могут блокироваться в автоматическом режиме, чем и пользуются многие компании, работающие с SMS-рассылками. Однако, клиенты, получившие такие сообщения, могут обратиться в ФАС или к оператору связи для поиска и административного наказания инициаторов.