
Законодательство никак не ограничивает учредителей или участников коммерческих организаций по количеству создаваемых ими юридических лиц. Право физлиц на создание ЮЛ закреплено в ст. 7 ФЗ № 14 Поэтому ответом на вопрос, сколько ООО можно открыть на одного человека, будет фраза «сколько угодно». Но есть ряд нюансов:
- Физическое лицо может принадлежать к одной из категорий, которым запрещается вести коммерческую деятельность. Это, например, военнослужащие, депутаты, государственные и муниципальные служащие. Ограничения накладывают законодательные акты, регламентирующие деятельность ведомств, к которым относятся эти служащие.
- Все зарегистрированные на одного человека организации автоматически становятся взаимосвязанными (статья 20 НК РФ, причем, для признания связи необязательно, чтобы один и тот же человек был учредителем, это могут быть его родственники, подчинённые или другие подконтрольные лица), а сделки между ними — совершёнными с заинтересованностью (ст. 45 ФЗ № 14, исключение в ряде ситуаций составляют единоличные собственники, одновременно являющиеся руководителями организации). В качестве последствий — пристальное внимание со стороны ИФНС. Законодательство разрешает проводить дополнительные проверки в отношении таких компаний.
- Аналогично происходит с Федеральной антимонопольной службой. Созданные организации могут быть восприняты как признак способствования доминирующему положению на рынке (ст. 5 ФЗ № 135).
Поэтому, от того, сколько ООО может открыть один человек, будет зависеть степень внимания контролирующих органов. По аналогии ИФНС отслеживает не только владельцев сразу нескольких компаний, но и юридические адреса, используемые для массовой регистрации.
Для выявления первой и второй категории юрлиц ИФНС предлагает специальные сервисы:
- Получение сведений о физлицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких ЮЛ ссылка.
- Информация об адресах массовой регистрации ссылка.
Смотрите также:
Автор материала
Олег Легин
Эксперт по малому и среднему бизнесу. За плечами: крупный ритейл, складская логистика, маркетинг.