
Содержание
Что такое онлайн-касса
Онлайн-касса — это контрольно-кассовая техника нового поколения, которая может работать с электронными фискальными накопителями (ФН), отправляющими данные об операциях в налоговую службу (через операторов фискальных данных, далее ОФД) посредством сети связи с доступом в Интернет.
Понятие появилось в 2016 году после изменений, внесённых в федеральный закон 54-ФЗ.
На самом деле термина «онлайн-касса» в 54-ФЗ нет, контрольно-кассовая техника (ККТ) таковой и осталась. Изменился механизм фискализации и печати чеков. Теперь электронная и бумажная версия равнозначны, а приоритет отдаётся именно электронной версии, так как фискальные данные теперь хранятся в специальных ЦОДах (у ОФД) и автоматически передаются в ФНС.
Как работает онлайн-касса
- Продавец вводит полученную от покупателя сумму. В зависимости от технических возможностей кассиру может быть доступен электронный каталог — в нём достаточно выбрать позицию и указать количество.
- ККТ формирует электронный чек и направляет его в фискальный накопитель.
- Там данные фискализируются.
- Данные возвращаются в кассу.
- В зависимости от конфигурации оборудования и типа сделки чек может быть распечатан на бумажном носителе, а может быть отправлен клиенту в электронном виде.
- Одновременно с этим, данные чека передаются ОФД.
- ОФД хранит информацию о чеках на своих серверах и по расписанию дублирует её в ФНС.
Процесс наглядно отображён на схеме ниже.

Кому нужна онлайн-касса
Всем предпринимателям и организациям, продающим товары и оказывающим услуги населению. Проще назвать исключения — их и рассмотрим ниже.
- С июля 2017 года обязаны применять онлайн-ККТ все торговые предприятия.
- С июля 2018 года — необходимость распространилась на юрлиц, занимающихся продажей товаров, работающих по патентам и вменённым налогам.
<liС 1 июля 2019 года обязанность использования онлайн-касс распространилась на владельцев торговых автоматов и многих других, в том числе и ИП, ранее выдававшие БСО, а также ИП на ЕНВД и ПСН без работников, которые продают чужие товары, ИП на ПСН и ЕНВД, которые имеют работников и оказывают услуги населению.
На особом положении пока остаются юрлица, работающие в удалённых и труднодоступных районах (перечень определяется в каждом отдельно взятом регионе), а также физлица, работающие по экспериментальной системе налогообложения для самозанятых (пока только в нескольких регионах).
Но, к примеру, применение новых ККТ для расчётов между юрлицом и гражданами, реализующими товары/услуги по налоговому режиму «налог на профессиональный доход», является обязательным.
Кто освобождён
На текущий момент освобождение есть, например, у таких категорий предпринимателей и организаций, оказывающих услуги (ст.2 54-ФЗ):
- продажи сельхозпродукции и ряда непродовольственных товаров на рынках, ярмарках и с транспорта (напитки в розлив, молоко, керосин, рыба и т.п.), а также продуктов народного творчества и художественного промысла;
- распила дров, вспашки участков;
- ухода за инвалидами, детьми и престарелыми;
- изготовления ключей от замков, ремонта одежды и обуви;
- организации питания в школьных заведениях;
- сдачи жилья в наём (касается только ИП, если квартира или дом в его собственности);
- продажи газет/журналов;
- приёма различного утилсырья (кроме драгметаллов, камней и металлолома).
Детально список представлен здесь.
Если вы всё ещё сомневаетесь в необходимости применения новой ККТ — пройдите специальный тест на сайте налоговой — https://kkt-online.nalog.ru/
Как зарегистрировать и подключить онлайн-кассу пошагово
Стандартный для всех алгоритм:
- Выбрать и купить новую ККТ с фискальным накопителем нового поколения или модернизировать имеющуюся (при возможности).
- Выбрать ОФД и заключить с ним договор.
- Убедиться, что в справочнике ФИАС (федеральная информационная адресная система, страница на сайте налоговой — https://fias.nalog.ru/SearchPage.aspx есть адрес, где будет установлено кассовое оборудование. Если его нет, придётся подавать заявление в администрацию о внесении недостающих данных. К заявлению потребуется приложить правоустанавливающие документы, которые могут подтвердить существование адреса.
- Подать заявление в установленной форме в ваш налоговый орган. Сделать это можно двумя способами:
- Лично на бумажном носителе.
- В электронном виде через личный кабинет налогоплательщика (операция доступна только при наличии квалифицированной электронной подписи (КЭП), она выдаётся уполномоченными организациями и требует ежегодного обновления). Лучше всего выбрать вариант с КЭП: наличие подписи облегчит процедуру взаимодействия с ОФД и другими организациями, позволит сдавать отчётность онлайн.
- Налоговая служба присваивает оборудованию уникальный номер, который необходимо ввести в фискальный накопитель. После получения номера на операцию ввода налогоплательщику выделяется 1 рабочий день. Если вы подавали заявление на бумажном носителе, за номером необходимо будет явиться в налоговый орган.
- Данные вводятся в ФН. Процедура очень ответственная, так в случае ошибки придётся приобретать новый накопитель. На выходе вы должны получить десятизначный номер для завершения процедуры на сайте ФНС.
- Параметры фискализации вводятся на сайте налоговой. Итогом процедуры будет получение карточки регистрации (в электронном виде). До получения карточки пробивать чеки нельзя.
- Остаётся ввести данные регистрации в личном кабинете ОФД.
- Лучше всего начать с тестового платежа. Чтобы убедиться, что все настроено верно и работает.
Некоторые производители кассового оборудования предлагают специальные утилиты, которые облегчают и частично автоматизируют процесс регистрации.
Виды онлайн-касс

- Кнопочные терминалы. Обеспечивают минимальный функционал. Подойдут в первую очередь для предприятий на спецрежимах. Когда для подтверждения факта покупки достаточно выбить сумму. Например, такси, общепит, салоны красоты и т.п.
- Отдельные фискальные регистраторы. Они подключаются как внешние устройства к терминалам или рабочим местам кассира. В отдельных случаях могут работать даже без кассового аппарата, например, при взаимодействии с программой учёта. Могут использоваться на крупных предприятиях торговли, где рабочие места кассиров строятся на базе ПК.
- SMART-терминалы. Строятся на базе планшетов или больших сенсорных экранов. Подойдут для широкого круга задач и любого профиля деятельности предприятия. Могут взять на себя все функции рабочего места кассира.
В зависимости от способа эксплуатации и типа подключения кассы могут быть:
- Стационарные. Предполагают преимущественно сетевое питание. Даже если в устройстве есть аккумулятор, то он рассчитан на небольшое время работы. Такая техника подходит только для торговых точек, работающих внутри помещений. Приоритетные способы подключения к сети:
- LAN,
- Wi-Fi,
- GPRS (2 или 3G, на случай, если с проводным подключением возникают трудности).
- Мобильные. Могут работать автономно в течение длительного времени. Идеально подходят для предприятий, работающих на выезде — службы такси, доставки и т.п. Способы подключения:
- GPRS (2 или 3G),
- Wi-Fi (для подключения к смартфонам или планшетам),
- Bluetooth (аналогично).
Модели могут отличаться доступными интерфейсами, для подключения:
- денежных ящиков,
- сканеров,
- весов,
- интеграции с ПК.
Полный и всегда актуальный перечень оборудования, которое имеет соответствующий сертификат и подходит для работы с фискальными накопителями нового поколения, можно найти на сайте налоговой — https://kkt-online.nalog.ru/#_rkkt
Там же представлены все действующие ОФД и модели фискальных накопителей.
Сравнительная таблица стартовых предложений 2020
Агент |
Модель
|
Покупка
|
Рассрочка (от)
|
Аренда (от)
|
Возможности
|
Нужен ли р/с
|
Техподдержка
|
Сбербанк
|
 Эвотор 5
|
От 13700 р. + 6200 р. за ФН на 15 месяцев
|
Нет
|
Эвотор 5 арендовать нельзя.
Условия для Эвотор 7.3:
- От 1300 р./месяц + покупка ФН.
- Или от 2300 р./месяц, но с ФН, ОФД и выдачей КЭП
|
На базе планшета. Есть Wi-Fi, Bluetooth, GSM 3G, GPS,
2 камеры. До 12 часов автономной работы
|
Не нужен
|
Круглосуточно
|
Эвотор
|
 Эвотор 5
|
От 13700 р.
+ ФН у партнёра — от 11600 р.
|
Нет
|
Нет
|
Не нужен
|
Ремонт и установка только через партнёров, консультирование доступно на официальном сайте
|
Атол
|
 АТОЛ 1Ф
|
От 12500 (вместе с ФН на 15 месяцев)
|
Нет
|
Как отдельный сервис на базе касс АТОЛ 42ФС — от 2900 р./месяц (за одну, две и более — 2000 р./месяц) +покупка ФН на 15 месяцев — 6300 р.
|
Не имеет дисплея, требуется управляющее устройство — ПК или планшет/ смартфон.
Собственных интерфейсов для подключения к сети — нет. Аккумулятора — нет.
|
Не нужен
|
Только через партнёров или аккредитованные сервисные организации
|
Альфа-Банк
|
 АТОЛ SIGMA 7
|
19650 р. (ФН на 15 месяцев включён в стоимость)
|
Нет
|
Нет
|
Сенсорный дисплей 7 дюймов (на базе планшета). Интерфейсы: Bluetooth, Wi-Fi, LAN, 3G и 4xUSB.
Встроенный аккумулятор на 2600 мАч.
|
Не нужен
|
Круглосуточная приоритетная поддержка включена в пакет «Касса под ключ» — 5400 р./квартал.
Горячая линия и гарантийный ремонт — бесплатно.
|
Модульбанк
|
 Модуль-Касса MSPOS−K
|
11900 р. +услуга «Касса под ключ» (включая ФН на 15 месяцев — 7900 р. + подписка на кассовое ПО (от 790 р./месяц)
|
От 1650 р./месяц (на срок до 12 месяцев) |
Нет |
Смарт-касса на базе Android:
камера, Bluetooth, Wi-Fi, 3G, встроенный 1D / 2D-сканер. Батареи может хватить на 48 часов использования.
|
Не нужен |
Несколько пакетов обслуживания — от 190 до 2490 р./месяц (в зависимости от точек продаж и других условий).
Приобрести кассу без услуги «Касса под ключ» (от 7900 р.) нельзя+услуга «Касса под ключ» (включая ФН на 15 месяцев — 7900 р. + подписка на кассовое ПО (от 790 р./месяц) |
CloudKassir
|
На усмотрение сервиса
|
Нет
|
Нет
|
2500-3500 р./месяц + фиксированный платёж 18990 р. (за резервирование ККТ и приобретение ФН) |
Оператор выступает в роли хостинга для онлайн-касс — доступ к кассам по API или из личного кабинета.
|
Нет
|
Круглосуточно, включена в аренду.
|
Автор материала
Олег Легин
Эксперт по малому и среднему бизнесу. За плечами: крупный ритейл, складская логистика, маркетинг.