Вход

7 шагов к открытию ИП в 2021 году

Печать индивидуального предпринимателяПроцедура открытия индивидуального предприятия технически сводится к сбору и подаче документов на регистрацию в налоговую службу. Мы же рассмотрим процедуру немного подробнее. Любой бизнесмен проходит через следующие основные этапы:

  1. Выбор области деятельности.
  2. Выбор организационной формы — ИП или ООО.
  3. Выбор формы налогообложения.
  4. Подготовка пакета документов.
  5. Подача документов.
  6. Получение документов.
  7. Открытие расчётного счёта.

Ниже рассмотрим каждый шаг более подробно.

Выбор сферы деятельности

Если подойти к выбору ниши грамотно, большинства ошибок, которые могут стать губительными для нового бизнеса, удастся избежать. Успешные предприниматели стараются придерживаться следующих принципов:

  1. Сфера деятельности должна совпадать/пересекаться с уже имеющимися профессиональными знаниями, опытом и умениями. В противном случае велик риск критических ошибок или неоправданные траты времени на вникание в суть возникающих проблем.
  2. Бизнес должен открываться на свободные средства, поэтому и расчёты стартовых вложений необходимо сводить к объёму имеющихся активов.
  3. Выбор ниши должен включать в себя анализ конкурентной среды, анализ спроса и текущего предложения, составление модели ведения бизнеса, описание типового потребителя (целевого клиента/аудитории), анализ сезонности спроса, изучение юридического оформления сделок, планирование маркетинга (продвижения товара/услуги на рынке).
  4. Чем крупнее бизнес и стартовые вложения, тем детальнее должны быть просчитаны риски.
  5. Чем крупнее штат, тем чётче должны быть определены должностные обязанности всех наёмных работников.

В конечном итоге, планируемая деятельность должна быть отражена в кодах ОКВЭД второй версии — цифровые четырёхзначные коды, указываются в заявлении на регистрацию. Один из них выбирается в качестве основного, позже они могут быть изменены или дополнены.

Выбор формы организационной деятельности

Предполагается, что выбор уже пал в пользу ИП. Обозначим плюс и минусы такого выбора по сравнению с ООО.

Плюсы

  • ИП может изымать из оборота средства в любом объёме на собственные нужды. При этом отчитываться или подтверждать обоснованность этого действия не нужно.
  • Бизнес принадлежит только одному человеку. Не нужно выделять доли, определять уставной капитал, ответственность учредителей и т.п.
  • Без наёмных работников ИП может рассчитывать на 100% вычет суммы обязательных взносов из суммы налогов (только при УСН).
  • Размеры штрафов для ИП существенно ниже аналогичных для организаций.
  • Только ИП доступна патентная система налогообложения.
  • Для регистрации требуется минимальный пакет документов, пошлина существенно меньше.
  • Все спецрежимы, доступные ИП, характеризуются простой отчётностью.
  • ИП гораздо проще закрыть (ликвидировать).
  • Вклады ИП в банках подлежат обязательному страхованию (до 1,4 млн. р.).

Минусы

  • ИП недоступны некоторые виды деятельности.
  • В случае финансовых проблем и обязательств ИП отвечает всем своим имуществом, как и любое физлицо.
  • Банки неохотно кредитуют ИП, аналогичная ситуация наблюдается с инвесторами и контрагентами.
  • Бизнес нельзя поделить с партнёрами.

Выбор формы налогообложения

Режим

Расчёт

Плюсы

Минусы

Общая система налогообложения (ОСНО или ОРН)

НДФЛ 13% (можно уменьшить на величину вычетов)

НДС 20%

Налог на недвижимость — 2% от инвентаризационной стоимости

  • На этот режим не нужно переходить (он устанавливается по умолчанию, если не был выбран спецрежим, или спецрежим по объективным причинам недоступен).
  • Режим не предполагает каких-либо ограничений по видам деятельности или по получаемым доходам за отчётный период.
  • ИП не платит налог с прибыли.
  • Высокий итоговый процент налоговых сборов.
  • Большая сложность оформления отчётности.
  • Необходимость сдачи декларации каждый квартал.

Упрощенная система (УСН) 6%

6% с доходов от предпринимательской деятельности
  • Налог может быть уменьшен на 100% суммы обязательных страховых взносов ИП за себя и до 50% при наличии работников.
  • Для ИП, зарегистрированных впервые, доступны «налоговые каникулы».
  • Простая схема расчёта налога.
  • Минимум отчётности (1 раз в год).
  • Есть ограничения по применению режима (по видам деятельности, по обороту, по количеству сотрудников).
  • Переход возможен только по специальному уведомлению.
  • В расчёте налоговой базе не участвуют расходы, что может быть критично для отдельных видов деятельности.
  • Применение ККТ — обязательно.
  • Требуется внесение авансовых платежей.

УСН 15%

15% с доходов за вычетом расходов
  • Более гибкий подход к расчёту налоговой базы.
  • Простая отчётность.
  • В регионах могут быть доступны уменьшенные налоговые ставки (от 5 до 15%).
  • Есть ограничения по применению режима (по видам деятельности, по обороту, по количеству сотрудников).
  • Переход возможен только по специальному уведомлению.
  • Применение ККТ — обязательно.
  • Требуется внесение авансовых платежей.
  • Уменьшение налога за счёт сумм обязательных взносов недоступно (они засчитываются в категорию расходов).

Патентная система (ПСН)

6% с потенциального дохода
  • Не требуется предоставления декларации.
  • Простая схема расчёта.
  • Налог оплачивается в фиксированном размере (на срок действия патента в 2 этапа).
  • Нет авансовых платежей каждый квартал.
  • Для ИП, зарегистрированных впервые, ставка в первые 2 года может быть установлена в размере 0% (только для отдельных видов деятельности).
  • Применение ККТ — необязательно.
  • Режим доступен только для фиксированного перечня видов деятельности.
  • При расчёте налога не учитываются расходы предпринимателя.

Единый сельскохозяйственный налог ЕСХН

6% с доходов за вычетом расходов
  • Минимальные налоговые сборы.
  • Простой расчёт и отчётность.
  • Авансовые платежи вносятся за полугодие.
  • Доступен только производителям сельхозпродукции.
  • Применение ККТ — обязательно.
  • Нет возможности уменьшения суммы налогов за счёт вычетов на обязательные взносы.
  • Отсутствуют другие льготы.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

15% с вменённого дохода

  • Этот налоговый режим может совмещаться с любыми другими.
  • Есть возможность уменьшения налоговых сборов за счёт обязательных вычетов (ПФР, ФФОМС).
  • Кассовая техника — не обязательна.
  • Сумма налога не зависит от фактических доходов по выбранному виду деятельности.
  • Доступна только для отдельных видов деятельности.
  • Есть ограничения по числу работников и доле в капитале, а также по географическому признаку (режим доступен не во всех городах).
  • Требуется постановка на отдельный учёт (в качестве плательщика ЕНВД).
  • Для разных видов деятельности учёт ведётся раздельно.

В большинстве случаев начинающим ИП легче всего выбрать УСН 6%. Чтобы ИФНС перевела вас на этот режим, её необходимо уведомить о выборе непосредственно при подаче документов на регистрацию, или уже после регистрации (не позднее 30 дней, в противном случае ИП переводится на общий режим до конца текущего отчётного периода). Подробнее про налоги на спецрежимах.

Подготовка пакета документов

ИП сдаёт в налоговую самый небольшой перечень документов для регистрации. Сюда входят:

  • заявление установленного образца (подготовить такое заявление можно на сайте налоговой, в специальных сторонних сервисах, в том числе бесплатных, или с привлечением юриста);
  • копия паспорта;
  • квитанция об оплате госпошлины (800 р.).

Если ИП планирует вести учёт по одному из спецрежимов, то лучше всего подать уведомление о выборе того или иного сразу (вместе с заявлением, подаётся два экземпляра определённой формы).

Подробнее о пакете документов для ИП-резидентов можно почитать здесь, а для иностранных граждан — здесь.

Подача документов

Передать заявление можно одним из следующих способов:

  • лично (заявление подписывается в присутствии инспектора ФНС, предоставляется оригинал паспорта для сверки с копией) в ФНС или в МФЦ;
  • по почте (копии документов и подпись на заявлениях должны быть заверены нотариально, к отправлению составляется опись вложений, должна быть объявлена ценность);
  • через доверенное лицо (копии документов и подпись заверяются нотариально, на представителя оформляется доверенность, ему нужно будет предъявить паспорт);
  • через Интернет (потребуется наличие квалифицированной ЭЦП, она оформляется заранее в одном из доверенных удостоверяющих центров).

Документы сдаются только в ту налоговую, которая обслуживает адрес постоянной регистрации. Исключение составляют ситуации, когда постоянной регистрации нет, тогда документы можно подать по адресу временной прописки.

Получение документов

С 2017 года бумажные версии документов о регистрации ИП и ЮЛ выдаются только по отдельному требованию.

После успешной процедуры ФНС отправит на адрес электронной почты (обязательно указывается в заявлении) электронные версии листа записи ЕГРИП и ИНН (в случае, если ранее номер налогоплательщика получен не был).

Если процедура регистрации невозможна, ФНС вышлет мотивированный отказ.

Срок регистрации — не более 3-х дней.

Открытие расчётного счёта

Необходимость открытия р/с для ИП до сих пор обсуждается, ведь его наличие нигде не обозначено как обязательное.

Однако, для удобства отделения доходов и расходов в процессе предпринимательской деятельности, мы рекомендуем открыть расчётный счёт.

Процесс выбора р/с связан с массой сложностей, поэтому мы предлагаем вам бесплатный сервис. С его помощью можно не просто сравнить суммы за открытие и ведение, но и итоговую стоимость обслуживания при заданном объёме основных услуг, узнать отзывы действующих клиентов, ознакомиться со всеми предложениями банка. Перейти к сравнению.

Автор материала
Калькулятор стоимости счёта в банках ТОП30
Рассчитать
Последние отзывы
Перейти к странице сравнения